Типы сельских поселений Российской Империи
ЖИЛИЩЕ РОССИЯН СУТЬ: города, крепости, волости, мес течки, сёла, деревни, погосты, сельцы, хуторы, усадьбы... загородные дворы, дачи, остроги…» - так когда-то писал в XVIII веке немецкий и российский путешественник и этнограф И. Г. Георги в своём труде «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий»
⠀
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ВОЛОСТИ, ПОГОСТЫ И ПРОЧИЕ МЕСТЕЧКИ?
ГОРОД — крупный населённый пункт, имеющий соответствующий статус с учётом численности на селения, характера занятий его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения.
Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. В Древней Руси городом называлась сама оборонительная ограда, а впоследствии всякое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений.
СЕЛО — один из видов населённых пунктов России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдавии, Болгарии, Румынии, Боснии и Герцеговины и Израиля, относящийся к так называемым сельским населённым пунктам. Ранее тип крестьянского поселения (наряду с деревней).
Древнейший славянский термин со значением «поселение». Древнерусское слово село «жилище; селение; поле» происходит от праславянского *selo «пашня», которое на восточнославянской почве фонетически совпало с *sedlo «поселение». Далее от праиндоевропейского корня *sel- «жилое помещение». Родственно литовскому salà «остров».
В киевский, удельный период и период централизованного Русского государства слово село имело несколько взаимосвязанных значений: «жилище, обитель, место пребывания»; «поселение» — как в общем значении, так и противопоставляемое городу; «имение, владение, усадьба (с землёй)»; также сохранялось древнее значение «поле, пашня»].
По мнению С. Б. Веселовского, ранние летописные упоминания Москвы характеризуют её как село «в смысле населённого участка земли». В Древней Руси селом также называлась отдельная часть княжеского или боярского поместья (соответствовавшая вилле в империи Каролингов), управлявшаяся сельским старостой.
Село могло принадлежать не только князю, боярину или помещику (в более позднее время), но и архиерею или монастырю. В монастырских вотчинах статус села обретали те пункты, где в целях хозяйственного управления возникал монастырский двор и от которых «отпочковывались» выселки. Село с окрестными деревнями и починками составляло ключ или волость. В центре страны (например, во Владимирском, Московском, Переяславском уездах) административно-хозяйственная зона одного села или сельца обычно заключала в себе от 7 до 16 поселений, на севере (в Новгородской, Тверской, Костромской землях) — до 23.
В России до революции 1917 года село являлось административным и хозяйственным центром земельного владения («село с деревнями»). В нём имелся господский («большой») двор. При таких дворах, как правило, была церковь, что обусловило позднейшее определение села в качестве крупного крестьянского поселения с церковью, служащего хозяйственным и административным центром для близлежащих деревень.
Как отмечал учёный XVIII века Пётр Паллас, село чётко отличалось от деревни, поскольку в селе обязательно имелась церковь. Село являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Центром прихода мог также быть погост, но, в отличие от села, на погосте были только дома священнослужителей и причта.
СЕЛЬЦО — (пол. siołko), или вес(ь) (wies) — обособленный мелкий хуторок], исторический тип населённого пункта в России (в Русском царстве и Российской империи) и Речи Посполитой, с XVI века — сельский населённый пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и рядом хозяйственных построек, иногда с часовней.
Кроме того, до революций 1917 года в России сельцом называли помещичий дом и несколько крестьянских изб, в которых проживала прислуга помещика.
ДЕРЕВНЯ — небольшое крестьянское селение. На начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие в деревне церкви и размеры деревни.
Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. В значении «крестьянское селение» слово «деревня» стало употребляться в XVII—XVIII веках, а до этого оно означало «двор», ещё раньше — «пахотное поле». В литературном памятнике XVI в. — «Домострое» — можно встретить выражение «пахать деревню». Самое же древнее значение слова «деревня» — очищенное от леса (то есть как раз от деревьев) место для нивы. Так, в литовском языке сохранилось слово dirva — «нива». Одни языковеды связывают это слово с глаголом «драть»: по их мнению, оно значило «место, на котором выдран, выкорчеван лес». Другие полагают, что оно ближе к слову «дерево» и только через его посредство сближается с понятием «выдирание», «выкорчевывание».
ХУТОР — (укр. хутір; от венг. határ или же от др.-в.-нем. huntari) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; казачья единица поселения. На территории России одновременно со станицами существовали такие территориальные единицы как сёла, так что хутор, станица — это казачьи названия усадьбы с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином]. Родственным слову «хутор» является слово «хата».
Исторически хутора были распространены преимущественно на территории Украины и юге России. В XVIII веке появились казачьи хутора также на Дону, а после переселения запорожских казаков — на Кубани.
Расширяясь мог превратиться в станицу, село и т. д., но в названии сохранить слово «хутор», например, Хутор-Михайловский. В Ростовской области существовали хутора до 250 дворов, во главе которых стояли выборные атаманы.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например, станица Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Основное занятие жителей хуторов — это, как правило, сельское хозяйство, а также разведение домашнего скота.
Хутора получили в начале XX века массовое распространение в России в период проведения Столыпинской аграрной реформы. Создание участковых хуторов поощрялось ссудной политикой Крестьянского банка, а также системой правительственной агрономической помощи. Участковое землевладение ослабило пережитки крепостничества, свойственные общинному строю (чересполосицу, длинноземелье, переделы и т. д.
После Октябрьской революции в ходе национализации земли крестьянство ликвидировало основную массу хуторов, особенно в центрально-чернозёмных и поволжских губерниях. Хутора сохранились и продолжали развиваться в годы нэпа на западе и северо-западе. При переходе к сплошной коллективизации участковая форма крестьянского хозяйства стала тормозом для создания колхозов. Ликвидация хуторского расселения была завершена в основном до Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
В других языках аналогом хутора могли быть: ферма или hamlet (в Британии), ранчо (в Америке), фольварк (в Польше), мыза (в Финляндии, Эстонии, Ингерманландии), салаш (в Сербии) и даже вилла (в Италии). Хутор в Сибири именовался заимкой.
СЛОБОДА — (слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Беларуси и Украины.
Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее. Слободы и дворцовые сёла на Руси составляли особые округа, которыми руководили дворцовые воеводы (самая большая должность). В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали.
В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельное поселение или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которого временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений основывались на вновь осваиваемых землях, к примеру, слободскими казаками, и освобождение от податей побуждало заселять эти территории.
В первой половине XVIII века льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году слободой, как правило, называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.
Белые слободы — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
В отдельных белых слободах жили также служилые люди (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты, пушкари и др.).
В связи с освобождением промышленного населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков. Посадские люди требовали покончить с таким положением и в 1649 году, после соляного бунта, частновладельческие белые слободы были ликвидированы Соборным Уложением, а их население приписано к посадам.
Ямская слобода — название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту.
СТАНИЦА — (от сущ. стан) — остановка в пути для отдыха, временного пребывания, бивак, лагерь, отсюда станица - знамя, хоругвь, прапор, флаг как знак и место расположения казачьего отряда, село, поселок, центр волости (власти) в т.ч. место расположения станичного храма и кладбища (погоста), в отличие от окружающих хуторов. Отсюда административная казачья сельская единица в Казацких Войсковых Областях (Донской, Терской, Кубанской), которая может включать одно или нескольких казачьих поселений, (хуторов, посёлков). На землях Гетманщины т.е. Старой, Гетманской, Казацкой Украины, историческом регионе появления казацкого народа на Поднепровье, например на Киевщине, Черниговщине и Полтавщине вместо термина «станица» используется старославянский и общерусский термин «село», «селение», словосочетания вида «казацкое село», «казачье село», вместо «казацкая станица», описывающие в т.ч. центр казацкой волости, казацкой сотни из нескольких хуторов.
Станица часто располагается по берегам реки. Всякая казачья община, жившая в городках, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.
Ранее на южных окраинах Московского государства для защиты от татарских нападений организовывались станицы и сторожа для отрядов служилых людей (польская служба, то есть служба в поле) где начальниками были станичные головы.
Станицы считались военным поселением, способным выставлять для казачьего войска одну сотню (эскадрон) всадников. Станицы состояли преимущественно из одноэтажных деревянных или саманных домов, крытых камышом или черепицей. Центром культурной жизни станицы была православная церковь и школа. Центром общественной жизни была базарная площадь («майдан»). Из административных зданий в станице размещались станичное правление и сотенная канцелярия. В неспокойных местах станица ограждалась валом и рвом. Поскольку казаки были заняты на военной службе, то хозяйство нередко оставалось на женщин. Неподалёку от станицы располагалось станичное кладбище. Часто при станице имелась мельница.
КУРЕНЬ - (от чагат. kuran «толпа», «племя», «отряд воинов»; «пекарня») — казачье (также в некоторых областях Украины изба) жилище, дом.
У запорожцев куренем называли деревню в 100 домов. Курень (укр. — шалаш, палатка) был в Запорожской Сечи и единицей административного деления: несколько селений казаков (казачье поселение каждого села[6]) составляли курень с куренным атаманом во главе].
ГОРОДОК — обнесённое деревянными укреплениями для обороны населенное место, обычно на землях казачества. На Дону, Хопре и Медведице городки уничтожались по приказу Петра I после Булавинского восстания.
ОСТРОГ — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (палисадом из свай]) высотой 4-6 метров. Этимология названия связана с глаголом — строгать.
На Руси остроги появились на рубеже XI—XII веков. К этому типу укреплений восходит название города Острог на Волыни.
Начиная с XIII века острогом называлась стена в виде частокола или палисада из заострённых кольев и плетня. Укрепления детинцев и кремлей нередко исполнялись в технике рубленого города, а укрепления окольных городов или небольших сторожевых крепостей зачастую являлись острогами]. Преимущество острогов заключалось в их скором возведении. По мере необходимости более надёжной защиты острожные стены со временем заменялись более трудоёмкими рублеными. Одной из древнейших натуральных повинностей на Руси (в России), как общеобязательной воинской повинности, состоявшей в постройке новых городов и острогов было — «Городовое и острожное дело», которое позднее управлялось Разрядным приказом.
В XIV—XVII веках остроги были распространены на южных рубежах русских земель (например, Самара в 1586 году, Царицын в 1589 году, и Саратов в 1590 году), а с конца XVI — начала XVII века — и в Сибири. Использовались при создании засечных черт в целях укрепления русских границ. В Сибири остроги использовались в качестве укреплённых пунктов, обеспечивавших защиту первых русских поселенцев, и административных центров для сбора ясака.
Иногда «острогом» назывался и весь укреплённый воинский лагерь. Острогами, в отличие от городов или городков, первоначально назывались пункты второстепенного значения и с более слабыми укреплениями.
ЗАИМКА — занятие никому не принадлежащих земель для поселения и ведения сельского хозяйства; в России (чаще на Русском Севере и в Сибири) — поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий, и сам недавно заселенный участок земли. Также — небольшой отдаленный населённый пункт (земледельческий, охотничий, рыболовецкий), как правило в Сибири; отдельная усадьба или небольшой посёлок за пределами основного селения.
Заимки возникали в уединённых и глухих участках, в лесной глуши, по берегам рек, в том числе для охоты, рыбалки. Первые охотничьи-рыболовные заимки появились на Руси ещё во времена Ивана Грозного. Так в Мещере, в районе села Дмитровский Погост в честь отменной охоты царём была построена церковь, а неподалёку в лесной глуши — добротная заимка.
Со временем на месте заимки возникали небольшие хутора, сёла и посёлки. Упоминания о заимках сохранились в названиях некоторых населённых пунктов, например: посёлок Борзовая Заимка возле Барнаула назван по имени основателя — крестьянина Борзова, посёлок Седова Заимка в Новосибирской области — по имени основателя — крестьянина Седова.
В Енисейской губернии заимкой называли местность, в которой находился землевладельческий дом и земли, отведённые под пашни. Мелкие селения, возникшие на таких местах, удерживали за собою это название. В Восточной Сибири каждый загородный дом (дача) назывался заимкою.
В Тобольской губернии заимке соответствовала одина, как прежде назывались поселения бежавших из Европейской России и селившихся среди лесов без дозволения правительства. Многие селения сохранили за собой название «Одина».
МЫЗА — (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии, Ингерманландии, Санкт-Петербургской и Псковской губерниях — отдельно стоящая усадьба и прилежащие к ней территории (хозяйство, поместье).
В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в центральной, западной и юго-западной частях Петербургской губернии (Ленинградской области) — бывшей территории Ингерманландии. В настоящее время в России является устаревшим, но широко используется в Эстонии.
Синонимом мызы было немецкое слово «hof» (двор, хозяйство): Стрелина мыза — Стрелингоф, Дудорова мыза — Дудергоф, мыза Мууга — Мюнкенхоф.
В XVI—XVIII веках мызами назывались обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками, служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Доминантой мызы был, как правило, двухэтажный господский дом с балконом и мансардой. Также на территории мызы располагался каретник, скотный двор, амбары, дом управляющего. При мызе обязательно был сад или парк с прудом. Владелец мызы именовался мызником. Мызником также могли называть управляющего мызой, в его ведении находились конюх, ключник и огородник (садовник). Площадь мызы могла достигать 390 км², что соизмеримо с площадью такого небольшого острова, как Мальта. Соотношение пахотных земель к лесу в мызе могло быть 1:7.
СЕЛИЩЕ — покинутое жителями, бывшее населённое место, которое не было укреплённым для обороны.
Термин, согласно В. И. Далю, обозначающий: большое село или слободу, где более одной церкви;
всякое поселение, селитьбу; гладко выгоревшее или уничтоженное, снесённое селение, остатки жилого места; жилую землю, поле, пашню, место поселения с землёй.
Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, жилище, жило, жилье, а также место бывшего села или сельца, которое опустело, было без жителей («неоселое», «пустое», «пустошь»). Г. Е. Кочин полагал, что опустевшие сёла становились селищами, а деревни — пустошами. Селище-пустошь появлялось в том случае, когда жившая в нём крестьянская семья вымирала. Причиной образования селища-пустоши мог стать также побег отчича или же крестьянский переход.
Также селищами могли называть любые крестьянские селидьбы, принадлежавшие к составу жалованных или купленных имений]. Например, в 1593 году во владении Печерского монастыря значилось два города (Радомысл и Васильков), до 50 сёл и около 15 селищ и деревень в разных местах Западной Руси.
ПУСТОШЬ (ст.‑слав. поустошь, от праслав. *pustъ) — заброшенная территория, на которой когда-то существовало поселение, покинутое людьми из-за войны, голода, смерти последних владельцев или исчезновения источников воды.
Близко к данному названию по смыслу и русское название «урочище». Пустошью также назывался удалённый от главного селения участок, не входящий в земельный надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью называли заброшенное лядо — участок, возделанный при помощи выжигания и вырубания леса.
Большинство известных пустошей на территории России образовалось в Смутное время (т. н. «литовское разорение») и, ранее, во времена феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, позже во время Северной, Отечественной войны 1812 года и других военных конфликтов. В XX веке урочища-пустоши появились на месте населённых пунктов, сожжённых и разорённых во время Великой Отечественной войны.
От поселений на пустошах оставались кладбища и сенные покосы, заросшие дороги, пруды, яблоневые и грушевые сады, заросли сирени и липовые аллеи. Остатки домов назывались «дворищами», селений — «селищами», печей и очагов — «печищами». Необрабатываемые участки главный собственник территории (например, феодал: князь, воевода или царь) мог забрать или передать безвозмездно новому владельцу. Пустоши без владельца обрабатывались коллективно — например, заросшая пашня использовалась для сенокоса.
Долгое время пустоши сохраняли названия прежних селений, располагавшихся на том месте ранее, которые часто возрождались на удобном месте под старым или новым названием. Земельные участки, долго пустовавшие, вновь заселялись, расчищались, раздавались или сдавались в аренду. Необрабатываемые в течение многих лет земли становились непригодными для земледелия, зарастали лесом и требовали расчистки. Землевладельцы освобождали от податей тех крестьян, что обязывались восстановить пахотную землю на пустошах.
ЮРТ или Казачья станица, — низшее административно-территориальное образование донских казаков.
В системе дореволюционного административно-территориального деления Области Войска Донского, термин "юрт" аналогичен и находится на том же уровне, что и и термин "волость". Синоним термина "юрт" это "станица", но не стоит путать со станицей, как отдельный населенный пункт - административный центр юрта (станицы).
У тюркских народов юрт означал жилище (тат. йорт, юрта), однако вторым значением этого слова был улус, как составная часть Орды (например, Тайбугинский юрт) или владенье, область, земля, государство.
КИШЛАК — постоянный сельский населённый пункт у некоторых народов, например, у якутов кыстык — зимовка, зимнее пастбище или зимнее убежище.
Во многих тюркских языках кыш/киш/гыш — «зима». Термин применяется в Азербайджане, в странах Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал место зимовки кочевников. В русском языке произошёл из тюркских языков. В древности кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). Слово кишлак имеет антоним яйлак — «летнее пастбище, дача».
Основным населением кишлаков являются дехкане (крестьяне). Численность их населения составляет от 20 до 5000 и более человек.
АУЛ — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов Центральной Азии, Поволжья и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Оно происходит от тюрк. ауыл — «поселение, стойбище, община»).
Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает «кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников».
КОРДОН (фр. cordon — шнур, растянутое расположение войск) — стационарный (постоянный) или временный пост лесной стражи или охраны заповедников.
Кордон устанавливается с целью наблюдения за флорой и фауной леса, а также для защиты от незаконного использования.
Кордоном называют также жилые и хозяйственные постройки для должностных лиц (егерей, лесников) национальных парков, заповедников, заказников, охотничьих хозяйств и прочее. Принадлежность кордона обозначается специальным аншлагом (табличкой), снабжённым указателем со схемой границ.
Кордоном также называется один из типов населённых пунктов в России.
ВЫСЕЛОК - поселение, жители которого выселились из другой деревни (или села), заняв пустошь или заполье, и имели с ней общие земли. Как правило, выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Чаще всего выселки были небольшими населёнными пунктами и назывались так же, как и населённый пункт, откуда переселились основатели, однако к прежнему названию добавлялось слово «выселок».
Раньше всего в письменных источниках термин «выселок» был употреблён в 1829 году: он встречается у писателя Михаила Загоскина в его книге «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
В некоторых регионах (краях, странах) Российской империи для обозначения этого понятия использовались и другие названия. На Ярославщине, в Рязанщине — Засёлок, Заселушка, Зоселье. В Вятской губернии такие недавно образовавшиеся селения назывались починками, а в тех уездах Симбирской и Казанской губерний, где преобладали чуваши и черемисы — околотками или околодками.
В советский период России выселки нередко изменяли свой статус, преобразовывались в посёлки и деревни, объединялись в колхозы, становились отделениями совхозов.
Ближе к концу XX века термин «выселок» стал заметно менее используемым, многие выселки исчезли как
«неперспективные» населённые пункты или сменили свой статус.
ЗАСТЕНОК (от sciana, стена, межа, польск. zaścianek, белор. засценак) - вид сельского поселения в Великом княжестве Литовском и Русском, а впоследствии и в Российской империи, образовавшийся в результате волочной померы XVI века.
Застенки также существовали в некоторых регионах Польши (в Полесье, на Волыни и прочих), в разных краях Руси назывались односелье, хутор, заимка, однодворок, одинокий посёлок на пустоши, вне общей крестьянской межи.
После межевания оставались отрезки - «застенки» (то есть, оставшиеся за межами), сдаваемые в аренду мелкой шляхте (застенковая шляхта). Это была немерянная земля, прилегавшая к сенокосам, пашне, болотам и т. д.
Застенки были различными по величине. От хуторов малые застенки отличались только сословной принадлежностью, большие застенки скорее уподоблялись крупным деревням (вёскам).
ОТРУБ — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадеб).
Некоторые крестьяне после получения отруба, продавали их в силу бедственного положения. С появлением «Декрета о земле» отрубы перестали существовать.
ПОЧИНОК - (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта.
Термином починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. Самое раннее упоминание данного термина встречается в духовной грамоте Дмитрия Донского (70-е годы XIV века).
По словам М. Н. Тихомирова, «в отличие от названий сёл, которые обычно восходят или к имени владельца села, или к наименованию церкви, в нём находящейся, или к какому-либо иному признаку, починки и деревни сохранили имена своих первоначальных основателей. От них ведут своё начало бесчисленные Ивановки, Касьяновки, Васильевки и т. д.».
Нередко починок, даже будучи выселком из деревни размером в один двор (нередко обустраиваемым на месте расчистки либо выжига в лесу, где начиналась, иначе починалась, новая пашня), разрастался в многодворное поселение и становился полноценной самостоятельной деревней. По окончании льготного срока для переселенцев, осваивавших монастырские вотчины, основанные ими починки приобретали статус деревень. Впоследствии слово «починок» закрепилось за многими такими населёнными пунктами уже в качестве топонима, а также в качестве фамилий, берущих начало от семей основателей поселений. Особенно распространено сельское расселение починками в лесной зоне на северо-востоке Европейской части России.
УРОЧИЩЕ — в широком смысле, любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились («уреклись») люди.
К урочищам относят лесные массивы и луга, заросшие балки, поляны, сенокосные угодья, поля и земли для подсеки, береговые склоны и участки пойм, пастбища, оазисы, долины, места волоков, а также отдельные зоны степной растительности.
Названия заброшенных населённых пунктов и небольших рек часто сохраняются на местности в качестве урочищ. Прежде многие историки и географы (в частности, П. А. Гильтебрандт) причисляли к урочищам любые селения. Н. И. Надеждин определял урочища как «все физические видоизменения пространства».
ЖИЛИЩЕ РОССИЯН СУТЬ: города, крепости, волости, мес течки, сёла, деревни, погосты, сельцы, хуторы, усадьбы... загородные дворы, дачи, остроги…» - так когда-то писал в XVIII веке немецкий и российский путешественник и этнограф И. Г. Георги в своём труде «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий»
⠀
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ВОЛОСТИ, ПОГОСТЫ И ПРОЧИЕ МЕСТЕЧКИ?
ГОРОД — крупный населённый пункт, имеющий соответствующий статус с учётом численности на селения, характера занятий его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения.
Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. В Древней Руси городом называлась сама оборонительная ограда, а впоследствии всякое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений.
СЕЛО — один из видов населённых пунктов России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдавии, Болгарии, Румынии, Боснии и Герцеговины и Израиля, относящийся к так называемым сельским населённым пунктам. Ранее тип крестьянского поселения (наряду с деревней).
Древнейший славянский термин со значением «поселение». Древнерусское слово село «жилище; селение; поле» происходит от праславянского *selo «пашня», которое на восточнославянской почве фонетически совпало с *sedlo «поселение». Далее от праиндоевропейского корня *sel- «жилое помещение». Родственно литовскому salà «остров».
В киевский, удельный период и период централизованного Русского государства слово село имело несколько взаимосвязанных значений: «жилище, обитель, место пребывания»; «поселение» — как в общем значении, так и противопоставляемое городу; «имение, владение, усадьба (с землёй)»; также сохранялось древнее значение «поле, пашня»].
По мнению С. Б. Веселовского, ранние летописные упоминания Москвы характеризуют её как село «в смысле населённого участка земли». В Древней Руси селом также называлась отдельная часть княжеского или боярского поместья (соответствовавшая вилле в империи Каролингов), управлявшаяся сельским старостой.
Село могло принадлежать не только князю, боярину или помещику (в более позднее время), но и архиерею или монастырю. В монастырских вотчинах статус села обретали те пункты, где в целях хозяйственного управления возникал монастырский двор и от которых «отпочковывались» выселки. Село с окрестными деревнями и починками составляло ключ или волость. В центре страны (например, во Владимирском, Московском, Переяславском уездах) административно-хозяйственная зона одного села или сельца обычно заключала в себе от 7 до 16 поселений, на севере (в Новгородской, Тверской, Костромской землях) — до 23.
В России до революции 1917 года село являлось административным и хозяйственным центром земельного владения («село с деревнями»). В нём имелся господский («большой») двор. При таких дворах, как правило, была церковь, что обусловило позднейшее определение села в качестве крупного крестьянского поселения с церковью, служащего хозяйственным и административным центром для близлежащих деревень.
Как отмечал учёный XVIII века Пётр Паллас, село чётко отличалось от деревни, поскольку в селе обязательно имелась церковь. Село являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Центром прихода мог также быть погост, но, в отличие от села, на погосте были только дома священнослужителей и причта.
СЕЛЬЦО — (пол. siołko), или вес(ь) (wies) — обособленный мелкий хуторок], исторический тип населённого пункта в России (в Русском царстве и Российской империи) и Речи Посполитой, с XVI века — сельский населённый пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и рядом хозяйственных построек, иногда с часовней.
Кроме того, до революций 1917 года в России сельцом называли помещичий дом и несколько крестьянских изб, в которых проживала прислуга помещика.
ДЕРЕВНЯ — небольшое крестьянское селение. На начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие в деревне церкви и размеры деревни.
Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. В значении «крестьянское селение» слово «деревня» стало употребляться в XVII—XVIII веках, а до этого оно означало «двор», ещё раньше — «пахотное поле». В литературном памятнике XVI в. — «Домострое» — можно встретить выражение «пахать деревню». Самое же древнее значение слова «деревня» — очищенное от леса (то есть как раз от деревьев) место для нивы. Так, в литовском языке сохранилось слово dirva — «нива». Одни языковеды связывают это слово с глаголом «драть»: по их мнению, оно значило «место, на котором выдран, выкорчеван лес». Другие полагают, что оно ближе к слову «дерево» и только через его посредство сближается с понятием «выдирание», «выкорчевывание».
ХУТОР — (укр. хутір; от венг. határ или же от др.-в.-нем. huntari) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; казачья единица поселения. На территории России одновременно со станицами существовали такие территориальные единицы как сёла, так что хутор, станица — это казачьи названия усадьбы с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином]. Родственным слову «хутор» является слово «хата».
Исторически хутора были распространены преимущественно на территории Украины и юге России. В XVIII веке появились казачьи хутора также на Дону, а после переселения запорожских казаков — на Кубани.
Расширяясь мог превратиться в станицу, село и т. д., но в названии сохранить слово «хутор», например, Хутор-Михайловский. В Ростовской области существовали хутора до 250 дворов, во главе которых стояли выборные атаманы.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например, станица Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Основное занятие жителей хуторов — это, как правило, сельское хозяйство, а также разведение домашнего скота.
Хутора получили в начале XX века массовое распространение в России в период проведения Столыпинской аграрной реформы. Создание участковых хуторов поощрялось ссудной политикой Крестьянского банка, а также системой правительственной агрономической помощи. Участковое землевладение ослабило пережитки крепостничества, свойственные общинному строю (чересполосицу, длинноземелье, переделы и т. д.
После Октябрьской революции в ходе национализации земли крестьянство ликвидировало основную массу хуторов, особенно в центрально-чернозёмных и поволжских губерниях. Хутора сохранились и продолжали развиваться в годы нэпа на западе и северо-западе. При переходе к сплошной коллективизации участковая форма крестьянского хозяйства стала тормозом для создания колхозов. Ликвидация хуторского расселения была завершена в основном до Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
В других языках аналогом хутора могли быть: ферма или hamlet (в Британии), ранчо (в Америке), фольварк (в Польше), мыза (в Финляндии, Эстонии, Ингерманландии), салаш (в Сербии) и даже вилла (в Италии). Хутор в Сибири именовался заимкой.
СЛОБОДА — (слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Беларуси и Украины.
Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее. Слободы и дворцовые сёла на Руси составляли особые округа, которыми руководили дворцовые воеводы (самая большая должность). В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали.
В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельное поселение или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которого временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений основывались на вновь осваиваемых землях, к примеру, слободскими казаками, и освобождение от податей побуждало заселять эти территории.
В первой половине XVIII века льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году слободой, как правило, называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.
Белые слободы — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
В отдельных белых слободах жили также служилые люди (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты, пушкари и др.).
В связи с освобождением промышленного населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков. Посадские люди требовали покончить с таким положением и в 1649 году, после соляного бунта, частновладельческие белые слободы были ликвидированы Соборным Уложением, а их население приписано к посадам.
Ямская слобода — название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту.
СТАНИЦА — (от сущ. стан) — остановка в пути для отдыха, временного пребывания, бивак, лагерь, отсюда станица - знамя, хоругвь, прапор, флаг как знак и место расположения казачьего отряда, село, поселок, центр волости (власти) в т.ч. место расположения станичного храма и кладбища (погоста), в отличие от окружающих хуторов. Отсюда административная казачья сельская единица в Казацких Войсковых Областях (Донской, Терской, Кубанской), которая может включать одно или нескольких казачьих поселений, (хуторов, посёлков). На землях Гетманщины т.е. Старой, Гетманской, Казацкой Украины, историческом регионе появления казацкого народа на Поднепровье, например на Киевщине, Черниговщине и Полтавщине вместо термина «станица» используется старославянский и общерусский термин «село», «селение», словосочетания вида «казацкое село», «казачье село», вместо «казацкая станица», описывающие в т.ч. центр казацкой волости, казацкой сотни из нескольких хуторов.
Станица часто располагается по берегам реки. Всякая казачья община, жившая в городках, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.
Ранее на южных окраинах Московского государства для защиты от татарских нападений организовывались станицы и сторожа для отрядов служилых людей (польская служба, то есть служба в поле) где начальниками были станичные головы.
Станицы считались военным поселением, способным выставлять для казачьего войска одну сотню (эскадрон) всадников. Станицы состояли преимущественно из одноэтажных деревянных или саманных домов, крытых камышом или черепицей. Центром культурной жизни станицы была православная церковь и школа. Центром общественной жизни была базарная площадь («майдан»). Из административных зданий в станице размещались станичное правление и сотенная канцелярия. В неспокойных местах станица ограждалась валом и рвом. Поскольку казаки были заняты на военной службе, то хозяйство нередко оставалось на женщин. Неподалёку от станицы располагалось станичное кладбище. Часто при станице имелась мельница.
КУРЕНЬ - (от чагат. kuran «толпа», «племя», «отряд воинов»; «пекарня») — казачье (также в некоторых областях Украины изба) жилище, дом.
У запорожцев куренем называли деревню в 100 домов. Курень (укр. — шалаш, палатка) был в Запорожской Сечи и единицей административного деления: несколько селений казаков (казачье поселение каждого села[6]) составляли курень с куренным атаманом во главе].
ГОРОДОК — обнесённое деревянными укреплениями для обороны населенное место, обычно на землях казачества. На Дону, Хопре и Медведице городки уничтожались по приказу Петра I после Булавинского восстания.
ОСТРОГ — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (палисадом из свай]) высотой 4-6 метров. Этимология названия связана с глаголом — строгать.
На Руси остроги появились на рубеже XI—XII веков. К этому типу укреплений восходит название города Острог на Волыни.
Начиная с XIII века острогом называлась стена в виде частокола или палисада из заострённых кольев и плетня. Укрепления детинцев и кремлей нередко исполнялись в технике рубленого города, а укрепления окольных городов или небольших сторожевых крепостей зачастую являлись острогами]. Преимущество острогов заключалось в их скором возведении. По мере необходимости более надёжной защиты острожные стены со временем заменялись более трудоёмкими рублеными. Одной из древнейших натуральных повинностей на Руси (в России), как общеобязательной воинской повинности, состоявшей в постройке новых городов и острогов было — «Городовое и острожное дело», которое позднее управлялось Разрядным приказом.
В XIV—XVII веках остроги были распространены на южных рубежах русских земель (например, Самара в 1586 году, Царицын в 1589 году, и Саратов в 1590 году), а с конца XVI — начала XVII века — и в Сибири. Использовались при создании засечных черт в целях укрепления русских границ. В Сибири остроги использовались в качестве укреплённых пунктов, обеспечивавших защиту первых русских поселенцев, и административных центров для сбора ясака.
Иногда «острогом» назывался и весь укреплённый воинский лагерь. Острогами, в отличие от городов или городков, первоначально назывались пункты второстепенного значения и с более слабыми укреплениями.
ЗАИМКА — занятие никому не принадлежащих земель для поселения и ведения сельского хозяйства; в России (чаще на Русском Севере и в Сибири) — поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий, и сам недавно заселенный участок земли. Также — небольшой отдаленный населённый пункт (земледельческий, охотничий, рыболовецкий), как правило в Сибири; отдельная усадьба или небольшой посёлок за пределами основного селения.
Заимки возникали в уединённых и глухих участках, в лесной глуши, по берегам рек, в том числе для охоты, рыбалки. Первые охотничьи-рыболовные заимки появились на Руси ещё во времена Ивана Грозного. Так в Мещере, в районе села Дмитровский Погост в честь отменной охоты царём была построена церковь, а неподалёку в лесной глуши — добротная заимка.
Со временем на месте заимки возникали небольшие хутора, сёла и посёлки. Упоминания о заимках сохранились в названиях некоторых населённых пунктов, например: посёлок Борзовая Заимка возле Барнаула назван по имени основателя — крестьянина Борзова, посёлок Седова Заимка в Новосибирской области — по имени основателя — крестьянина Седова.
В Енисейской губернии заимкой называли местность, в которой находился землевладельческий дом и земли, отведённые под пашни. Мелкие селения, возникшие на таких местах, удерживали за собою это название. В Восточной Сибири каждый загородный дом (дача) назывался заимкою.
В Тобольской губернии заимке соответствовала одина, как прежде назывались поселения бежавших из Европейской России и селившихся среди лесов без дозволения правительства. Многие селения сохранили за собой название «Одина».
МЫЗА — (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии, Ингерманландии, Санкт-Петербургской и Псковской губерниях — отдельно стоящая усадьба и прилежащие к ней территории (хозяйство, поместье).
В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в центральной, западной и юго-западной частях Петербургской губернии (Ленинградской области) — бывшей территории Ингерманландии. В настоящее время в России является устаревшим, но широко используется в Эстонии.
Синонимом мызы было немецкое слово «hof» (двор, хозяйство): Стрелина мыза — Стрелингоф, Дудорова мыза — Дудергоф, мыза Мууга — Мюнкенхоф.
В XVI—XVIII веках мызами назывались обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками, служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Доминантой мызы был, как правило, двухэтажный господский дом с балконом и мансардой. Также на территории мызы располагался каретник, скотный двор, амбары, дом управляющего. При мызе обязательно был сад или парк с прудом. Владелец мызы именовался мызником. Мызником также могли называть управляющего мызой, в его ведении находились конюх, ключник и огородник (садовник). Площадь мызы могла достигать 390 км², что соизмеримо с площадью такого небольшого острова, как Мальта. Соотношение пахотных земель к лесу в мызе могло быть 1:7.
СЕЛИЩЕ — покинутое жителями, бывшее населённое место, которое не было укреплённым для обороны.
Термин, согласно В. И. Далю, обозначающий: большое село или слободу, где более одной церкви;
всякое поселение, селитьбу; гладко выгоревшее или уничтоженное, снесённое селение, остатки жилого места; жилую землю, поле, пашню, место поселения с землёй.
Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, жилище, жило, жилье, а также место бывшего села или сельца, которое опустело, было без жителей («неоселое», «пустое», «пустошь»). Г. Е. Кочин полагал, что опустевшие сёла становились селищами, а деревни — пустошами. Селище-пустошь появлялось в том случае, когда жившая в нём крестьянская семья вымирала. Причиной образования селища-пустоши мог стать также побег отчича или же крестьянский переход.
Также селищами могли называть любые крестьянские селидьбы, принадлежавшие к составу жалованных или купленных имений]. Например, в 1593 году во владении Печерского монастыря значилось два города (Радомысл и Васильков), до 50 сёл и около 15 селищ и деревень в разных местах Западной Руси.
ПУСТОШЬ (ст.‑слав. поустошь, от праслав. *pustъ) — заброшенная территория, на которой когда-то существовало поселение, покинутое людьми из-за войны, голода, смерти последних владельцев или исчезновения источников воды.
Близко к данному названию по смыслу и русское название «урочище». Пустошью также назывался удалённый от главного селения участок, не входящий в земельный надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью называли заброшенное лядо — участок, возделанный при помощи выжигания и вырубания леса.
Большинство известных пустошей на территории России образовалось в Смутное время (т. н. «литовское разорение») и, ранее, во времена феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, позже во время Северной, Отечественной войны 1812 года и других военных конфликтов. В XX веке урочища-пустоши появились на месте населённых пунктов, сожжённых и разорённых во время Великой Отечественной войны.
От поселений на пустошах оставались кладбища и сенные покосы, заросшие дороги, пруды, яблоневые и грушевые сады, заросли сирени и липовые аллеи. Остатки домов назывались «дворищами», селений — «селищами», печей и очагов — «печищами». Необрабатываемые участки главный собственник территории (например, феодал: князь, воевода или царь) мог забрать или передать безвозмездно новому владельцу. Пустоши без владельца обрабатывались коллективно — например, заросшая пашня использовалась для сенокоса.
Долгое время пустоши сохраняли названия прежних селений, располагавшихся на том месте ранее, которые часто возрождались на удобном месте под старым или новым названием. Земельные участки, долго пустовавшие, вновь заселялись, расчищались, раздавались или сдавались в аренду. Необрабатываемые в течение многих лет земли становились непригодными для земледелия, зарастали лесом и требовали расчистки. Землевладельцы освобождали от податей тех крестьян, что обязывались восстановить пахотную землю на пустошах.
ЮРТ или Казачья станица, — низшее административно-территориальное образование донских казаков.
В системе дореволюционного административно-территориального деления Области Войска Донского, термин "юрт" аналогичен и находится на том же уровне, что и и термин "волость". Синоним термина "юрт" это "станица", но не стоит путать со станицей, как отдельный населенный пункт - административный центр юрта (станицы).
У тюркских народов юрт означал жилище (тат. йорт, юрта), однако вторым значением этого слова был улус, как составная часть Орды (например, Тайбугинский юрт) или владенье, область, земля, государство.
КИШЛАК — постоянный сельский населённый пункт у некоторых народов, например, у якутов кыстык — зимовка, зимнее пастбище или зимнее убежище.
Во многих тюркских языках кыш/киш/гыш — «зима». Термин применяется в Азербайджане, в странах Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал место зимовки кочевников. В русском языке произошёл из тюркских языков. В древности кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). Слово кишлак имеет антоним яйлак — «летнее пастбище, дача».
Основным населением кишлаков являются дехкане (крестьяне). Численность их населения составляет от 20 до 5000 и более человек.
АУЛ — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов Центральной Азии, Поволжья и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Оно происходит от тюрк. ауыл — «поселение, стойбище, община»).
Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает «кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников».
КОРДОН (фр. cordon — шнур, растянутое расположение войск) — стационарный (постоянный) или временный пост лесной стражи или охраны заповедников.
Кордон устанавливается с целью наблюдения за флорой и фауной леса, а также для защиты от незаконного использования.
Кордоном называют также жилые и хозяйственные постройки для должностных лиц (егерей, лесников) национальных парков, заповедников, заказников, охотничьих хозяйств и прочее. Принадлежность кордона обозначается специальным аншлагом (табличкой), снабжённым указателем со схемой границ.
Кордоном также называется один из типов населённых пунктов в России.
ВЫСЕЛОК - поселение, жители которого выселились из другой деревни (или села), заняв пустошь или заполье, и имели с ней общие земли. Как правило, выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Чаще всего выселки были небольшими населёнными пунктами и назывались так же, как и населённый пункт, откуда переселились основатели, однако к прежнему названию добавлялось слово «выселок».
Раньше всего в письменных источниках термин «выселок» был употреблён в 1829 году: он встречается у писателя Михаила Загоскина в его книге «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
В некоторых регионах (краях, странах) Российской империи для обозначения этого понятия использовались и другие названия. На Ярославщине, в Рязанщине — Засёлок, Заселушка, Зоселье. В Вятской губернии такие недавно образовавшиеся селения назывались починками, а в тех уездах Симбирской и Казанской губерний, где преобладали чуваши и черемисы — околотками или околодками.
В советский период России выселки нередко изменяли свой статус, преобразовывались в посёлки и деревни, объединялись в колхозы, становились отделениями совхозов.
Ближе к концу XX века термин «выселок» стал заметно менее используемым, многие выселки исчезли как
«неперспективные» населённые пункты или сменили свой статус.
ЗАСТЕНОК (от sciana, стена, межа, польск. zaścianek, белор. засценак) - вид сельского поселения в Великом княжестве Литовском и Русском, а впоследствии и в Российской империи, образовавшийся в результате волочной померы XVI века.
Застенки также существовали в некоторых регионах Польши (в Полесье, на Волыни и прочих), в разных краях Руси назывались односелье, хутор, заимка, однодворок, одинокий посёлок на пустоши, вне общей крестьянской межи.
После межевания оставались отрезки - «застенки» (то есть, оставшиеся за межами), сдаваемые в аренду мелкой шляхте (застенковая шляхта). Это была немерянная земля, прилегавшая к сенокосам, пашне, болотам и т. д.
Застенки были различными по величине. От хуторов малые застенки отличались только сословной принадлежностью, большие застенки скорее уподоблялись крупным деревням (вёскам).
ОТРУБ — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадеб).
Некоторые крестьяне после получения отруба, продавали их в силу бедственного положения. С появлением «Декрета о земле» отрубы перестали существовать.
ПОЧИНОК - (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта.
Термином починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. Самое раннее упоминание данного термина встречается в духовной грамоте Дмитрия Донского (70-е годы XIV века).
По словам М. Н. Тихомирова, «в отличие от названий сёл, которые обычно восходят или к имени владельца села, или к наименованию церкви, в нём находящейся, или к какому-либо иному признаку, починки и деревни сохранили имена своих первоначальных основателей. От них ведут своё начало бесчисленные Ивановки, Касьяновки, Васильевки и т. д.».
Нередко починок, даже будучи выселком из деревни размером в один двор (нередко обустраиваемым на месте расчистки либо выжига в лесу, где начиналась, иначе починалась, новая пашня), разрастался в многодворное поселение и становился полноценной самостоятельной деревней. По окончании льготного срока для переселенцев, осваивавших монастырские вотчины, основанные ими починки приобретали статус деревень. Впоследствии слово «починок» закрепилось за многими такими населёнными пунктами уже в качестве топонима, а также в качестве фамилий, берущих начало от семей основателей поселений. Особенно распространено сельское расселение починками в лесной зоне на северо-востоке Европейской части России.
УРОЧИЩЕ — в широком смысле, любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились («уреклись») люди.
К урочищам относят лесные массивы и луга, заросшие балки, поляны, сенокосные угодья, поля и земли для подсеки, береговые склоны и участки пойм, пастбища, оазисы, долины, места волоков, а также отдельные зоны степной растительности.
Названия заброшенных населённых пунктов и небольших рек часто сохраняются на местности в качестве урочищ. Прежде многие историки и географы (в частности, П. А. Гильтебрандт) причисляли к урочищам любые селения. Н. И. Надеждин определял урочища как «все физические видоизменения пространства».
ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!
Найдём информацию о ваших предках!
Услуги составления родословной, генеалогического древа.
ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:
www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj
ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473
Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru