Все новости

Эстетика Уральского старообрядчества

Эстетика Уральского старообрядчества
Основу заводского населения Урала в XVIII–XIX веках составляли старообрядцы. Они стали определяющей группой в укладе, нравах, обычаях и моде. Этой моде следовало и сословие, экономически содержавшее старообрядцев, – купечество, которое одновременно перенимало и тенденции дворянской моды, в свою очередь, оказывая влияние и на заводское население. Никуда не делись влияние ампира и русского классицизма. Уральский заводской костюм – явление самостоятельное, распространившееся на несколько сословий сразу.

Отличала костюм разных сословий лишь дороговизна тканей, а по крою он оставался одинаковым. Однако, в отличие от крестьянского костюма, в заводском более заметно влияние городской моды, например, шлейфы на сарафанах.

Центры изготовления заводской одежды, как правило, находились при скитах и монастырских общежитиях. И женская, и мужская верхняя одежда имела схожий крой, отличалась лишь особенностями декора.

Начинала заводской комплекс мужчин рубаха туникообразного, перекидного кроя, шитая из кумача или шёлка, – для праздничной вещи, самотканого материала – для повседневной носки. До конца XIX века староверы носили рубахи-голошейки, но в конце концов в их обиход входит рубаха с воротом-стойкой, украшенная вышивкой или машинной отстрочкой.
Макет железоделательного завода, краеведческий музей посёлка Висим. 2016 год.
Макет железоделательного завода, краеведческий музей посёлка Висим. 2016 год. Фото: Фёдор Телков
Несмотря на то, что длинные брюки во второй четверти XIX века входят в моду, староверы носили традиционные русские штаны – порты. Для купечества и зажиточных заводчан были характерны покупные материалы, а для обычных заводчан – порты из «своедельщины» светлых оттенков.

В каждой местности выделялись свои особенные уборы, по которым легко было угадать происхождение обладателя. Носили валяные шапки, потом в моду вошли картузы. Заводские жители носили высокие, как цилиндр, шляпы. Верхняя одежда мужчин того времени – кафтаны, поддёвки, азямы, армяки, шубы.
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Костюмный комплекс состоял из рубахи, юбок, сарафана, запона-фартука, пояса, головного убора (девичьей повязки либо кокошника для замужних женщин), верхней одежды и обуви.
Рубахи на манжетах и горловине женщины украшали кружевом. Приобретали его в основном в скитах. Поверх рубах надевались минимум три нижние юбки и одна верхняя. А уже поверх юбок – сарафан.

Самый распространённый тип сарафана – косоклинный. Известен случай 1748 года, когда старовер Иван Резанов, «бивши жену свою, приговаривал, чтоб не носила юбок и рубах с манжетами, а носила б сарофаны, ибо они, раскольники, обычне в новом платье новую веру, а в сарофанах старую полагают веру». Материалом для «гульбошных» сарафанов служила парча либо покупные среднеазиатские и иранские ткани: муар, тафта и другие.

Головной убор незамужних девушек – повязка с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Кокошник – головной убор замужних женщин. Надевали они его на гулянье в праздники в XIX веке. Головные уборы благодаря декору были довольно дорогими, их передавали из поколения в поколение. В случае если у семьи возникали проблемы, убор продавался, а когда финансовая яма миновала, то вновь приобретали кокошник или повязку.


Фотогалерея


В современности староверы остаются единственной этноконфессиональной группой русских Урала, сохранивших традиционную одежду, потому что традиционная одежда используется в качестве моленной. Однако у всего, как и у старообрядческого костюма, есть история. Помимо моленного костюма, в XIX веке существовали праздничный и повседневный. Они были одинакового кроя, но шились из разных материалов. Схожесть сословий определялась конфессиональной близостью, так как старообрядческие соборы нередко предписывали носить традиционную русскую одежду.
До наших дней главной составляющей молитвенной одежды мужчин является кафтан.
До наших дней главной составляющей молитвенной одежды мужчин является кафтан.
Праздничный наряд заводчанки.
Праздничный наряд заводчанки.
Старообрядческие соборы Урала уже с XVIII века регламентируют моленную одежду для женщин.
Старообрядческие соборы Урала уже с XVIII века регламентируют моленную одежду для женщин.
К концу XIX века силуэт уральских сарафанов изменяется.
К концу XIX века силуэт уральских сарафанов изменяется.
Несмотря на архаичность кроя, ткани сарафана подбирались в соответствии с эпохой, будь то ампир или классицизм.
Несмотря на архаичность кроя, ткани сарафана подбирались в соответствии с эпохой, будь то ампир или классицизм.
Молитва является неотъемлемой частью жизни.
Молитва является неотъемлемой частью жизни.
Заводчане на Урале были зажиточны.
Заводчане на Урале были зажиточны.
Особенностью старообрядческого населения Урала в XIX–XX веках является принципиальное ношение валяных головных уборов.
Особенностью старообрядческого населения Урала в XIX–XX веках является принципиальное ношение валяных головных уборов.
В конце XIX века крестьянскую моду заполоняет круглый сарафан.
В конце XIX века крестьянскую моду заполоняет круглый сарафан.
Разность сословий.
Разность сословий.
Молитва как особое состояние выражалась и в одежде.
Молитва как особое состояние выражалась и в одежде.
Источник: https://octagon.media

Генеалогия - Genealogy

ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru


Работаем с 2008 года!

Истории Россия Старообрядчество