Эстетика Уральского старообрядчества
Основу заводского населения Урала в XVIII–XIX веках составляли старообрядцы. Они стали определяющей группой в укладе, нравах, обычаях и моде. Этой моде следовало и сословие, экономически содержавшее старообрядцев, – купечество, которое одновременно перенимало и тенденции дворянской моды, в свою очередь, оказывая влияние и на заводское население. Никуда не делись влияние ампира и русского классицизма. Уральский заводской костюм – явление самостоятельное, распространившееся на несколько сословий сразу.
Отличала костюм разных сословий лишь дороговизна тканей, а по крою он оставался одинаковым. Однако, в отличие от крестьянского костюма, в заводском более заметно влияние городской моды, например, шлейфы на сарафанах.
Центры изготовления заводской одежды, как правило, находились при скитах и монастырских общежитиях. И женская, и мужская верхняя одежда имела схожий крой, отличалась лишь особенностями декора.
Начинала заводской комплекс мужчин рубаха туникообразного, перекидного кроя, шитая из кумача или шёлка, – для праздничной вещи, самотканого материала – для повседневной носки. До конца XIX века староверы носили рубахи-голошейки, но в конце концов в их обиход входит рубаха с воротом-стойкой, украшенная вышивкой или машинной отстрочкой.
Центры изготовления заводской одежды, как правило, находились при скитах и монастырских общежитиях. И женская, и мужская верхняя одежда имела схожий крой, отличалась лишь особенностями декора.
Начинала заводской комплекс мужчин рубаха туникообразного, перекидного кроя, шитая из кумача или шёлка, – для праздничной вещи, самотканого материала – для повседневной носки. До конца XIX века староверы носили рубахи-голошейки, но в конце концов в их обиход входит рубаха с воротом-стойкой, украшенная вышивкой или машинной отстрочкой.
Несмотря на то, что длинные брюки во второй четверти XIX века входят в моду, староверы носили традиционные русские штаны – порты. Для купечества и зажиточных заводчан были характерны покупные материалы, а для обычных заводчан – порты из «своедельщины» светлых оттенков.
В каждой местности выделялись свои особенные уборы, по которым легко было угадать происхождение обладателя. Носили валяные шапки, потом в моду вошли картузы. Заводские жители носили высокие, как цилиндр, шляпы. Верхняя одежда мужчин того времени – кафтаны, поддёвки, азямы, армяки, шубы.
В каждой местности выделялись свои особенные уборы, по которым легко было угадать происхождение обладателя. Носили валяные шапки, потом в моду вошли картузы. Заводские жители носили высокие, как цилиндр, шляпы. Верхняя одежда мужчин того времени – кафтаны, поддёвки, азямы, армяки, шубы.
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Костюмный комплекс состоял из рубахи, юбок, сарафана, запона-фартука, пояса, головного убора (девичьей повязки либо кокошника для замужних женщин), верхней одежды и обуви.
Рубахи на манжетах и горловине женщины украшали кружевом. Приобретали его в основном в скитах. Поверх рубах надевались минимум три нижние юбки и одна верхняя. А уже поверх юбок – сарафан.
Самый распространённый тип сарафана – косоклинный. Известен случай 1748 года, когда старовер Иван Резанов, «бивши жену свою, приговаривал, чтоб не носила юбок и рубах с манжетами, а носила б сарофаны, ибо они, раскольники, обычне в новом платье новую веру, а в сарофанах старую полагают веру». Материалом для «гульбошных» сарафанов служила парча либо покупные среднеазиатские и иранские ткани: муар, тафта и другие.
Головной убор незамужних девушек – повязка с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Кокошник – головной убор замужних женщин. Надевали они его на гулянье в праздники в XIX веке. Головные уборы благодаря декору были довольно дорогими, их передавали из поколения в поколение. В случае если у семьи возникали проблемы, убор продавался, а когда финансовая яма миновала, то вновь приобретали кокошник или повязку.
Самый распространённый тип сарафана – косоклинный. Известен случай 1748 года, когда старовер Иван Резанов, «бивши жену свою, приговаривал, чтоб не носила юбок и рубах с манжетами, а носила б сарофаны, ибо они, раскольники, обычне в новом платье новую веру, а в сарофанах старую полагают веру». Материалом для «гульбошных» сарафанов служила парча либо покупные среднеазиатские и иранские ткани: муар, тафта и другие.
Головной убор незамужних девушек – повязка с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Кокошник – головной убор замужних женщин. Надевали они его на гулянье в праздники в XIX веке. Головные уборы благодаря декору были довольно дорогими, их передавали из поколения в поколение. В случае если у семьи возникали проблемы, убор продавался, а когда финансовая яма миновала, то вновь приобретали кокошник или повязку.
Фотогалерея
В современности староверы остаются единственной этноконфессиональной группой русских Урала, сохранивших традиционную одежду, потому что традиционная одежда используется в качестве моленной. Однако у всего, как и у старообрядческого костюма, есть история. Помимо моленного костюма, в XIX веке существовали праздничный и повседневный. Они были одинакового кроя, но шились из разных материалов. Схожесть сословий определялась конфессиональной близостью, так как старообрядческие соборы нередко предписывали носить традиционную русскую одежду.
Источник: https://octagon.media
ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!
Услуги составления родословной, генеалогического древа.
ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:
www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj
ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473
Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
Работаем с 2008 года!