Все новости

Образ русского помещика на примере елецкой купеческой семьи Петровых.

Рис. 2. Елецкое купечество. С. П. Горбов, И. П. Хренников, Красовский, А. А. Петров, Дединцев. Фото 1864 г.
Вступление

До 1928 года Елец был уездным городом Орловской губернии, знаменитый своим купеческим сословием, активно развивающимся в городе в XVIII, XIX и начале ХХ века. И. К. Кирилов в книге «Цветущее состояние Всероссийского государства» отмечал, что, по ведомости магистратской 1729 года, в Ельце было 1389 купцов. По данным кратких исторических сведений о Ельце, составленных елецким купцом Иваном Уклеиным, в 1768 году в Ельце было купцов — 2324.

В 1795 году купеческих душ было: мужского пола — 2475, женского пола — 2390. К началу XIX века в городе построены заводы: кожевенных — 2, салотопенных — 19, мыловаренных — 5, воскобойных — 3,
свечных — 6, клейных — 2, колокольных — 1, красильных — 2, кирпичных — 52, водочных — 1. Это свидетельствует о развитой экономике города того времени. К 1852 году в городе было 217 торговых
лавок с различным товаром. Общая численность населения составляла 25 880 человек, из них купцов 3456 человек, из них представителей первой гильдии было 12 человек, второй гильдии — 60 человек, третьей — 3384 человека. К 1862 году отмечалось увеличение численности купечества до 5496 человек, что свидетельствует о благоприятных условиях его развития в те годы. Это подтверждает и Н. А. Ридингер
в своей работе «Материалы для истории и статистики города Ельца».

В это время промышленность и торговля в Ельце были хорошо развиты, продукция елецких заводов была знаменита по всей России. В Ельце действовали заводы: чугуноплавильный, крупорушный, свечные, восковые, табачные, красильный, салотопенный, пивоваренный, шелковый, мыловаренный, кожевенный, клейный, колокольный. Успешно торговали ельчане и курительными трубками, кузнечными изделиями, картузами, шапками. Развита была бакалейная и мелочная торговля.

Уже в те времена славился Елец своими кружевами.
Рис. 1. Панорама Ельца. Фото конца XIX века
Рис. 1. Панорама Ельца. Фото конца XIX века
В 60-х годах XIX века елецкое купечество принимало участие в строительстве железнодорожной линии. Ельчане хотели иметь свободный сбыт сырья за границу через Рижский порт, поэтому для продолжения Елецко-Грязенской железной дороги они выбрали пункт Мценск, обосновав его преимущество в земстве. Заявление о строительстве подписали купцы I гильдии: Александр Петров, Иван Черникин и почетный гражданин Пётр Хренников.

В 1873 году промышленность продолжала успешно развиваться: было открыто еще 7 кожевенных, 16 крупорушных, 5 кирпичных заводов.

В Ельце существовало несколько купеческих фамилий, представители которых на протяжении всего XIX века были главными экономическими, политическими и культурными фигурами в развитии города и эпохи. Это представители родов: Валуйских, Желудковых, Заусайловых, Кожуховых, Петровых, Ростовцевых, Русановых, Черникиных, Шиловых.

Одним из самых старых купеческих родов города Ельца является род Петровых. Они обосновались в Ельце в XVI веке и были в родственных отношениях с известными купеческими фамилиями —
Чеботаревыми, Криворотовыми, Ростовцевыми, Пришвиными, Хренниковыми.


Рис. 2. Елецкое купечество. С. П. Горбов, И. П. Хренников, Красовский, А. А. Петров, Дединцев. Фото 1864 г.
Рис. 2. Елецкое купечество. С. П. Горбов, И. П. Хренников, Красовский, А. А. Петров, Дединцев. Фото 1864 г.
Купцы Петровы внесли значительный вклад в развитие города и строительство одного из самых крупных православных храмов России — Вознесенского собора, который и сегодня является украшением Ельца. Более полувека Петровы трудились над постройкой и украшением Вознесенского собора. Уже в первой половине XIX века имелись планы по постройке нового собора, хотя на тот момент имелся еще соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского, который не мог вмещать всех прихожан.

Закладка Вознесенского храма состоялась 22 августа 1845 года в день коронования Государя Императора Николая Павловича.


Рис. 3. Проект Вознесенского собора
Рис. 3. Проект Вознесенского собора
Иван Герасимович Петров Первым строителем собора во имя Вознесения Господня стал купец II гильдии Иван Герасимович Петров. В мае 1842 года он встретился в Москве с архитектором Двора Его Императорского Величества Константином Андреевичем Тоном, автором лучших в то время проектов церквей. Был сделан заказ на составление проекта и сметы на новый собор. Через год проект храма в русско-византийском стиле был уже готов. Святейший Синод утвердил его своим указом от 31 декабря 1843 года. Утверждая представленный проект Вознесенского собора, Император Николай I «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благословение».

К. А. Тон писал елецким властям: «Строю я вам не на десятки или сотню лет, а на 500 и больше». Елецкое купеческое общество строителем собора избрало купца И. Г. Петрова, а в помощники ему — купца
Ивана Ларионовича Попова и купеческого сына Ивана Ивановича Уклеина. Наблюдал за строительством собора старший архитектор академик Иван Осипович Вальпреди1.
1 Красовитова Н. В. Елец — несгораемый русский Феникс // Православная Русь. — № 14 (1779), 15/28 июля 2005 г.
Рис. 4. Александр Петрович Петров (1811–1870), отец А. А. Петрова
Рис. 4. Александр Петрович Петров (1811–1870), отец А. А. Петрова
Александр Петрович Петров

Иван Герасимович Петров специально на нужды строительства собора устроил кирпичный завод сначала в Черной слободе, а потом в другом месте — на городской земле, где материал для производства кирпича был лучшего качества. На строительство собора успешно собирались пожертвования не только в городе, но и за его пределами.

Иван Герасимович прикладывал большие усилия для строительства задуманного храма. Умер он 30 декабря 1862 года. Вторым строителем Вознесенского собора стал племянник Ивана Герасимовича — Александр Петрович Петров (1811–1870) Он был купцом III гильдии и владельцем мыловаренного завода, продукция которого славилась на внутреннем рынке России. Александр Петрович активно занимался общественной работой: был городовым старостой в 1842 году, ратманом городового магистрата в 1845–1848 годах, бургомистром того же магистрата в течение трех лет с 1851 года.
Рис. 5. Александр Александрович Петров (1834–1894). Фото 1892 г.
Рис. 5. Александр Александрович Петров (1834–1894). Фото 1892 г.
Александр Александрович Петров

Третьим строителем собора городское общество избрало старшего сына Александра Петровича — Александра Александровича Петрова (1834–1894). При нем завершилось строительство собора. За усердие на этом поприще Елецкая городская дума удостоила Александра Александровича Петрова званием потомственного почетного гражданина города.

А. А. Петров был избран народом главой елецкой купеческой I гильдии. Торжественное освящение храма состоялось 22 августа 1889 года. На торжество было разослано 3000 пригласительных билетов. Проводил праздничное богослужение преосвященный Мисаил, епископ Орловский и Севский, глава Орловской епархии. В 9 часов утра в соборе начался благовест. Собор и вся площадь вокруг него были заполнены народом.

Богослужение сопровождалось крестным ходом под стройное пение многочисленного хора певчих и колокольный звон всех елецких церквей. После этого от прихожан, священнослужителей и всех жителей Ельца строителю собора А. А. Петрову была торжественно поднесена икона святого мученика Александра в серебро-позлащенной ризе. Подносили икону городской голова Н. Н. Петров, настоятель собора протоиерей Н. Шубин и граждане: И. В. Черникин, Д. А. Черникин и М. С. Жаворонков. Завершилось освящение праздничной литургией, которую служило всё священство Ельца во главе с епископом Мисаилом.

После освящения собора Александру Александровичу было поручено изготовление памятного альбома с описанием постройки собора, серебряного орнаментированного блюда с эмалевыми вставками и такой же солонки в виде храмовой главки. Отцы города М. Н. Валуйский, А. А. Петров, Н. А. Петров и Хренников отправились в Санкт-Петербург на юбилей Императора Александра III. Альбом и хлеб-соль на серебряном блюде — с приглашением посетить Елец.

В Зимнем Дворце Император наградил представителей делегации памятными знаками.


Рис. 6. В Вознесенском соборе накануне его освящения. А. А. Петров (слева), А. С. Каминский (справа)
Рис. 6. В Вознесенском соборе накануне его освящения. А. А. Петров (слева), А. С. Каминский (справа)
Рис. 7. Епископ Орловский Мисаил (в центре), А. А. Петров, М. И. Петрова, Н. А. Петров, М. А. Петрова. Фото 1889 г.
Рис. 7. Епископ Орловский Мисаил (в центре), А. А. Петров, М. И. Петрова, Н. А. Петров, М. А. Петрова. Фото 1889 г.
Александр Александрович, при котором было завершение строительства и состоялось освящение собора, пережил это радостное событие всего на пять лет и скончался в 1894 году. Отпевали его в Вознесенском соборе, а хоронил его весь город в Троицком мужском монастыре, где находилась семейная усыпальница елецких купцов Петровых. Над их могилами была часовня во имя Казанской Божией Матери.

В процессе строительства собора сменилось много архитекторов. После архитектора Вальпреди был Померанцев, потом Ефимов, Граф, Воронихин, Димитриев. Заключительный этап строительства куриро-
вал архитектор А. С. Каминский. Росписи стен храма и иконы в иконостасах выполнили академики живописи А. И. Корзухин, К. В. Лебедев, Н. П. Шаховской, Новоскольцев, Григорьев. При строительстве Вознесенского собора велись книги, куда записывали имена жертвователей и суммы взносов. За грандиозность и красоту ельчане называли Вознесенский собор «Малым Исаакием», в честь кафедрального храма Санкт-Петербурга.
Рис. 8. После представления Императору Александру III в Зимнем Дворце. Сидят: М. Н. Валуйский, А. А. Петров. Стоят: В. П. Хренников, А. Н. Петров. Фото 1889 г.
Рис. 8. После представления Императору Александру III в Зимнем Дворце. Сидят: М. Н. Валуйский, А. А. Петров. Стоят: В. П. Хренников, А. Н. Петров. Фото 1889 г.
Александр Александрович Петров (младший)

Продолжателем ставшей уже семейной традицией дела благоустройства соборного Вознесенского храма стал старший сын А. А. Петрова — Александр Александрович Петров (1861–1930). На протяжении многих лет он состоял старостой собора. Его постоянными хлопотами удавалось поддерживать внешний вид собора и его внутреннее убранство в надлежащем состоянии. Кроме средств самого старосты и других доброхотных пожертвований, которых порой не хватало на эти цели, в бюджете Ельца предусматривалось ежегодное выделение 3 тыс. руб. на «благолепие собора». Но не все члены городской думы поддерживали такую традицию. Например, в 1910 году Александру Александровичу
Петрову приходилось защищать ассигнование средств на собор.

Лишь после пламенной речи соборного ктитора, который призывал поддержать выделение средств, «дабы поддержать памятник, созданный нашими предками и являющийся гордостью не только нашего род
ного города, но и всей России», вопрос был решен положительно. Ради украшения и продолжения строительства собора А. А. Петров был вынужден продать свое загородное имение Салтановка. Его за-
ботами в 1911 году в соборе был создан новый хор из нескольких опытных певцов, который стал вводить триольное пение во время богослужений. Петров исполнял свои обязанности соборного старосты до 1915 года. 12 июля в соборе проходило прощание прихожан с ктитором, который усердно заботился об их храме.

Ельчане преподнесли Александру Александровичу икону и адрес. Петров, оставляя свою должность и прощаясь с прихожанами собора, выразил уверенность, что в скором времени «этот памятник красоты украсится колокольней».


Рис. 9. Александр Александрович Петров (младший) (1861–1930). Фото Н. А. Петрова
Рис. 9. Александр Александрович Петров (младший) (1861–1930). Фото Н. А. Петрова
В юности своей Александр Александрович начинал учиться в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда его отец вскоре забрал, справедливо полагая, что не обладающего выдающимся
талантом сына московская богема погубит, а на поприще городского служения он может принести пользу. А. А. Петров поддерживал дружбу с художниками И. И. Левитаном, С. П. Кувшинниковой, К. В. Лебедевым, с братьями Чеховыми. Эта компания приезжала гостить к Петровым в Елец. Много шутили, устраивали розыгрыши, рисовали. Близкий друг семьи, знаменитый архитектор русского модерна
Ф. О. Шехтель, с которым в молодости учился А. А. Петров, дорабатывал верх крыши усадебного дома Петровых в Ельце русскими модерновыми элементами — кокошником и теремком, сделал проект-чертеж
зимнего сада.

По его проекту построили парковую беседку на круглом острове и романтичную избушку на курьих ножках. Эти постройки Шехтеля датируются 1880–1885 годами. По его рисункам были сделаны зеркала и орнаменты шелковых обоев гостиной, в которой музицировал С. В. Рахманинов. А. А. Петров и его отец материально помогали Шехтелю в молодости и поддерживали его2.

Имение купцов Петровых с большим ухоженным парком располагалось на окраине Ельца, на высоком берегу реки Быстрая Сосна. По красоте Петровскому парку не было равных в Ельце. Был он двухуровневый, с соединяющимися прудами, на одном из которых красовался круглый рукотворный остров. Через пруды были перекинуты романтические мостики. На клумбах высаживались цветы так,
чтобы цветение их продолжалось непрерывно с ранней весны и до поздней осени. Территория парка составляла примерно два гектара.

В нем росли самые невероятные тропические растения (привезенные даже из Бразилии и с острова Ява), включая экзотические пальмы. Весь парк представлял собой систему великолепных каналов и прудов с изящными мостиками. Парк состоял из двух частей: в первой росли огромные деревья разных пород, а во второй, располагавшейся ближе к реке, — кустарники и цветы. В 1885 году А. А. Петров издал в
Москве книгу «Узорчатые цветники», в которой дал описание растений и чертежи клумб и цветников. На территории усадьбы находился конезавод, в котором Петровы разводили знаменитых орловских
лошадей.

2 Красовитова Н. В. Отцы «елецкого Исаакия» // Газета «Красное зна-
мя». — 31 июля 2004 г.
Михаил Пришвин, дальний родственник и земляк Петровых, в свое время написал о А. А. Петрове: «Капитал от отца имел большой. Вначале много убивал его в городские дела, заслужил себе почет, уважение, говорили, что самый умный человек у нас, первый самый. На широкую ногу жил и в саду своем большом прекрасном такую завел чистоту необыкновенную. Боже сохрани папироску бросить, что папироска, плюнуть совестно. Ежедневно, бывало, человек двадцать баб сад метут».

В городском театре ставились спектакли, пели солисты, хор, декламировали чтецы. Часто приглашали артистов. Среди купцов были свои заядлые театралы, хорошо разбирающиеся в этом виде искусства, обсуждали игру артистов. «…Играли хорошо, А. А. Петров — Бориса Годунова, костюмы его были очень хороши и заметно дорогие, Фёдора сына его — Звенигородская, тоже не дурно, дочь Ксению —
Буцкая барышня, Григория Добычина племянник врал порядочно, Пимена — М. Г. Колпенский, адвокат, довольно недурно. Бояр играли слабо» — так рассуждал об игре актеров Михаил Ростовцев в письме
к своей жене.

А. А. Петров укреплял и расширял семейное хозяйство. На Киевской сельскохозяйственной промышленной выставке 1897 года он получил следующие награды: за мукомольное производство — почетный отзыв, за ведение хозяйства — золотую медаль, за лесоводство — большую серебряную медаль. В альбоме этой выставки опубликовано хозяйство А. А. Петрова. Текст из альбома приводится ниже.


Рис. 10. Николай Александрович Петров (1875–1940)
Рис. 10. Николай Александрович Петров (1875–1940)
Николай Александрович Петров

Николай Александрович Петров, младший брат Александра Александровича Петрова (младшего), родился 6 сентября 1875 года в городе Ельце Орловской губернии в семье почетного гражданина
А. А. Петрова.

Материально поддерживаемый старшим братом, Николай Александрович поступил в Рижский политехнический институт на сельскохозяйственное отделение и в 1900 году получил специальность
агронома. Позже Николай Александрович стажировался в Германии в городе Карлсруэ, где изучал химию, микробиологию и фотографию у профессора Ф. Шмидта. Знание французского, немецкого и английского языков, полученное еще в Ельце при домашнем воспитании, очень ему пригодилось.

Вернувшись из Германии, Николай Александрович женился и в 1903 году переехал в Киев, где в то время работали выдающиеся художники — В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, который по матери, урожденной Ростовцевой, был дальним родственником Петровых. В 1905 году Н. А. Петров стал преподавать в Киевском политехническом институте на кафедре ботаники и ввел факультативом
курс фотографии. Вскоре в Киеве умерла его жена Анна Владимировна. Второй раз Николай Александрович женился на бывшей воспитательнице племянников Надежде Дмитриевне Козловой, которую знал совсем юной девушкой еще в Ельце. Она любила мужа и жизнь свою посвятила ему. Детей Петрову Бог не дал ни в первом, ни во втором браке.

В Киеве начался расцвет творчества фотохудожника. Дебютировал он второкурсником еще в 1896 году на фотовыставке в Риге, где получил высшую награду — золотой жетон. В Киеве он поступил в фотографическое общество «Дагерр», с 1906 по 1911 год возглавлял его и продолжал публиковать свои статьи по теории фотографии.

Затем он работал соредактором в журнале «Вестник фотографии», где с 1912 года заведовал художественным отделом. Тогда же он написал свои программные статьи: «Может ли фотография служить методом искусства?» (ВФ. 1912. № 7) и «Место светописи среди других методов изобразительного искусства, ее преимущества и область ее применения» (ВФ. 1912. № 8).

В 1912 году Н. А. Петров выпустил в Германии книгу «Художественная фотография в России», а в Англии
в 1913-м — «Пикториальная фотография в России»5.

«Каждый снимок, — писал Петров, — каков бы он ни был, в большей или меньшей степени носит следы индивидуальности фотографа, и если снимок лишен художественных достоинств, то причиной этого является не бездушность аппарата, которым он снят, а бездарность фотографа, или его художественное невежество, или, наконец, его недостаточное знакомство с фотографической техникой».
Петров первым в отечественном фотоискусстве начал применять объектив типа монокль, т. е. однолинзовую систему, дающую возможность достигать особой живописности изображения благодаря
мягкой, немного расплывчатой прорисовке деталей.

5 Красовитова Н. В. Маэстро русской «светописи» // Красное знамя. — 25 августа 2005 г.
«Принципы, провозглашенные импрессионистами, легли в основу почти всей теперешней живописи», — отмечает мастер, и это напрямую относится и к пикториализму (от англ. Pictorial — живописный), провозглашенному Н. А. Петровым: «Художественность фотографического снимка, как и всякой картины или рисунка, определяется не тем, ЧТО изображено на нем, а тем, КАК изображено».

Николай Александрович делал профессиональные обзоры международных художественных выставок в Дрездене (1909), Будапеште (1910), Гамбурге (1911), Данциге (1911), киевского Салона 1911 года.

В этих экспозициях он достойно формировал русские разделы и сам представлял их. Авторитет его был высок, что позволяло ему собирать на киевские Салоны выдающихся фотомастеров Европы и Америки и,
конечно, лучших фотографов России.

Петров был подлинным мастером психологического фотопортрета. Для того чтобы добиться наибольшей выразительности и как можно точнее выразить свою мысль, он делал много вариантов одного сюжета. Известны несколько портретов доктора Н. Валуйского, импрессионистических композиций — «В беседке», «О. А. Красовитова в бальном платье» (1910), «Оля Петрова, сидящая на траве» (1909).

Сюжетных работ Николай Александрович делал мало, но они любопытны. Его занимала тонкая градация темных тонов с неожиданными всплесками светлых пятен. «Светопись настроения» — так потом
назовут его произведения.

В 1909 году Н. А. Петров был избран членом-корреспондентом Дрезденского фотографического общества, позже — членом-корреспондентом Гамбургского общества ревнителей фотографии; 30 января 1913 года был избран почетным членом Российского фотографического общества. С 1914 года Н. А. Петров состоял в группе «Молодое искусство».

При новой власти профессор Н. А. Петров был одним из ведущих педагогов фотодела в киевских вузах. Он преподавал в Киевском политехническом институте (1906–1920), потом в Художественно-индустриальной профшколе, Киноинституте и одновременно руководил секцией судебно-фотографических исследований Киевского института научно-судебной экспертизы. С 1916 года Н. А. Петров стал сотрудником кабинета научно-судебной экспертизы при прокуратуре Киевской судебной палаты. Ему принадлежит ряд оригинальных открытий в 1920–1930-е годы в НИИ судебных экспертиз.
Им разработан способ восстановления стертых текстов и подписей, что очень важно в проведении экспертиз. Его методом криминалисты пользуются до сих пор.

Несмотря на немалые заслуги и авторитет, в 1930 году в «Киногазете» появилась статья П. Цвилого «Оппортунизм в Киевском киноинституте», где утверждалось, что Н. А. Петров не отвечает требованиям
времени.

Умер Н. А. Петров 9 апреля 1940 года в Киеве. В 1941 году, уже после смерти Николая Александровича, знаток истории фотографии Л. Волков-Ланит писал, что Н. А. Петров — «учитель многих советских фотохудожников». Его учениками были известные впоследствии мастера — И. Бохонов, П. Новицкий6.

Заключение

В дореволюционной России купеческое сословие было одной из основных категорий городского населения. Это было стабильное сословие по численности и социально-демографическим характеристикам. Основными характеристиками социально-психологического портрета елецкого купечества являлись: стремление сохранить и приумножить семейное коммерческое предприятие; накопление богатства как способ приносить пользу обществу; глубокая религиозность7.

В семье елецких купцов Петровых существовали глубокие традиции. Главным семейным делом, которое передавалось по старшинству из поколения в поколение, было строительство Вознесенского собора.

«Благословение на вас и весь ваш род» – произнес А. А. Петрову в день освящения собора епископ Мисаил. Род Петровых рос, у А. А. Петрова (младшего) было восемь человек детей, многие из которых до революции успели породниться с елецкими купеческими и дворянскими фамилиями. После революции Петровы были вынуждены уехать из Ельца, усадебный дом был разграблен и снесен, прекрасный парк пришел в запустение, производства разорены.

Все иллюстрации из домашнего архива Н. В. Красовитовой.
6 Красовитова Н. В. Русский пикториалист Николай Петров // Наше Наследие. — 2013. — № 105.
7 Лернер Е. Л. Елецкое купечество в XIX веке: сословное развитие и предпринимательская деятельность : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Воронеж, 2011. — 23 с.

Источник: Кортович Андрей Владимирович. Живое наследие памяти : коллективная монография / науч. ред. Д. Я. Романова, отв. ред. Ю. А. Закунов. — М. : Институт Наследия, 2020.

Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


https://www.genealogyrus.ru


Купечество Тайна родословной Традиции Россия Династии