Все новости

ИСТОРИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ. МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ.

2024-07-04 12:47
ИСТОРИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ. МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ.
С начала XX века Россия пережила множество потрясений — войны и революции забрали неимоверное количество жизней, разрушили тысячи семей и надолго разорвали родственные связи. Распад Советского Союза продолжил этот процесс. В один миг люди, жившие раньше в одной большой стране, вдруг оказались разделены границами. Кто-то в спешке покинул страну, бросив все свое имущество. Это во многом объясняет, почему почти у восьмидесяти процентов граждан современной России нет семейных архивов, и почему многие из них не знают историю своей семьи — откуда пошел их род, как зовут их прадедов. Для многих архивные документы и, в частности, метрические книги — это единственный шанс узнать историю своих предков.

В дореволюционной России функция записи актов гражданского состояния у православного населения была возложена на церковь, которая играла большую роль в общественной жизни и имела свое делопроизводство. Первым, выражаясь современным языком, нормативно-правовым актом, узаконившим метрические книги, был указ, изданный Петром I от 14 апреля 1702 года, по которому все приходские священники Москвы должны были подавать в Патриарший Духовный приказ ведомости о количестве родившихся и умерших. А спустя 20 лет, в мае 1722 года, метрические книги были введены повсеместно в Российской империи.

Поначалу общих правил ведения метрических книг не было. Лишь после 1722 года было издано большое количество указов Синода о правильном ведении метрических книг:

в 1724 году – указ Синода, который впервые ввел графические формы метрических книг;

в 1779 году – указ Синода «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах»;

в 1802 году – указ Синода «О содержании в предписанном порядке метрических книг», по которому хранение метрик в домах священников запрещалось.

Теперь все листы метрических книг должны были быть сшиты, пронумерованы и скреплены печатью. При этом форма метрических книг все еще оставалась неупорядоченной – на рубеже XVIII и XIX века во многих приходах в записях о рождении, например, не писалось имя матери. Чтобы преодолеть эту проблему и унифицировать данные, было принято несколько решений, которые, в итоге, привели к появлению единой формы метрических записей, просуществовавшей без изменений до 1917 года. Так, в 1831 году были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Окончательно форма метрических книг была утверждена в 1838 году.

Таким образом, именно с указов Петра I метрические книги распространились в Российской империи повсеместно и просуществовали вплоть до 1917 года, когда их заменили акты гражданского состояния.

Изначально метрические книги велись только в православных приходах, но постепенно государственная административная политика поставила под контроль и сведения о подданных других вероисповеданий. Такие метрические книги сохранились и в Пушкинском архиве Центрального Государственного архива Московской области, в фонде № 166 «Отдел записи актов гражданского состояния Пушкинского района Московской области за 1864-1934 годы». Самая ранняя из восьмидесяти четырех книг – метрическая книга Введенской церкви села Нагорное Дмитровского уезда за 1864-1877 годы.
Метрические книги велись в двух экземплярах, один из которых передавался в консисторию (консисторский экземпляр), другой хранился в церкви (приходской экземпляр).

Так, например, в экземпляре метрической книги, хранящейся в Центральном государственном архиве Московской области, в верхнем правом углу мы видим надпись: «Копия», что, несомненно, означает, что перед нами – приходской экземпляр.
Консисторские экземпляры по всем приходам за один год достигали 1000-1200 листов, а приходские книги содержали в себе записи по одному приходу за один год или несколько лет. Количество листов в нашем приходском экземпляре – 171 за период с 1898 по 1900 год.

Историческая справка: КОНСИСТОРИЯ (лат. «consistorium») – место собрания, совет. В Русской православной церкви это – исполнительное и совещательное учреждение при епископе по управлению епархией, находившегося в ведении правящего архиерея. В статье 1 Устава, изданного в 1843 году, записано: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией».

Метрические книги начинались с титульного листа. На нем указывали церковный приход, где велась книга, и год, за который делались записи.

Приведенный ниже формуляр, отражающий содержание метрической книги, использовался с 1838 г. К этому времени таблицы чаще всего печатались типографским способом, а священники лишь записывали в них необходимую информацию от руки чернилами.
Но в нашем распоряжении имеется редкий экземпляр, метрическая книга за 1864 -1877 годы, в которой листы не напечатаны в типографии, а аккуратно разлинованы священником от руки, и каллиграфическим почерком сделаны записи. По почерку видно, что от начала и до последней страницы записи в этой книге сделаны одним человеком.
Книги состояли из трех частей: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «О умерших». Первая часть — «О родившихся» — представляла собой таблицу из семи столбцов, куда вносились следующие сведения:

1. Порядковый номер родившегося мужского/женского пола.

2. Месяц, день рождения и крещения.

3. Имя родившегося.

4. Сословие, чин (если имелся), имена, отчества и фамилия родителей, а также их вероисповедание.

5. Сословие, чины, имена, отчества и фамилии восприемников, т. е. наставников родившегося в христианской жизни. Сегодня восприемники более известны как крестные родители.

6. Имена священнослужителей, совершавших таинство крещения.

7. Подпись свидетелей записи по желанию.
Вторая часть книги — «О бракосочетавшихся» — имела следующие столбцы:

1. Порядковый номер брака за год.

2. Месяц и день венчания.

3. Сословие, чин, имя, отчество и фамилия (если была) жениха, какой по счету брак.

4. Возраст жениха.

5. Сословие, имя, отчество и фамилия (если была) невесты, какой по счету брак.

6. Возраст невесты.

7. Имена священников, совершавших таинство венчания.

8. Имена поручителей, т. е. наставников брачующихся в духовной жизни (сегодня известны как свидетели).

9. Подписи свидетелей записи по желанию.
Третья часть книги — «Об умерших» — имела семь столбцов:

1. Порядковый номер умерших мужского и женского пола за год.

2. Месяц и день смерти и погребения (первая дата – день смерти, а вторая – день погребения).

3. Сословие, чин, имя, отчество и фамилия умершего, а также его вероисповедание.

4. Возраст умершего.

5. Причина смерти.

6. Имена священников, исповедовавших и причащавших умирающего.

7. Кем было совершено погребение и где.

Любопытно в разделе «О умерших» изучить графу «От чего умер». В те далекие времена, в основном, причину смерти определяли приходские священники. Они не имели медицинского образования и, в большинстве своем, были малообразованными, особенно в сельской местности. С середины XIX века священнослужители должны были закончить семинарию, что значительно повысило их образованность. Вследствие этого, их диагнозы стали более точными.
Причины смерти были разные: «От простуды», «От воспаления желудка», «От природной слабости» (младенцы), «От водянки», «От паралича», «От удушья», «От поноса», «От престарелости», «От чахотки», «От колотья». Причем чахотка это – необязательно туберкулез, как его ранее именовали. Это чаще означало любую болезнь, при которой человек хиреет, чахнет. А вот что такое «от колотья»? В те времена это означало – от боли во внутренних органах, в каком конкретно, причину обычно не указывали. До наших дней с той поры дошли устойчивые выражения: «Колет в боку…», «Сердце колет…», «Что-то у меня внутри колет…». В исследуемых нами книгах, в основном, «от колотья» записаны причины смерти младенцев.

Еще одна интересная запись сделана в разделе «О умерших» в декабре 1872 года: «Декабрь 23, 26. Богословской волости деревни Жуковка крестьянин Андрей Андреев. 60 лет. Удавился». В продолжение строки в колонке «Кто исповедовал и приобщал» – надпись: «По внезапной смерти исповедания и приобщения не было», которая зачеркнута, что, по сути, означает – прочерк; в колонке «Кто совершал погребение, и где погребен» записано: «По сведению судебного следователя Московского окружного суда Дмитровского уезда 1-го участка, Карлова, выдавшему сего 1872-го года, Декабря 24 дня за № 3016 погребен (далее запись зачеркнута и неразборчива) без соблюдения христианского обряда».
В исследуемых метрических книгах зачастую попадаются справки, выданные различными инстанциями – больницами, судебными следователями, приставами, священниками. На основании такой справки священник делал запись о причине смерти в метрической книге и указывал данные о подтверждающем документе.
В конце каждого месяца, года, в каждом разделе метрической книги делалась итоговая запись, где подсчитывалось количество рожденных, бракосочетавшихся, умерших. В разделах о родившихся и умерших подсчитывались отдельно: мужской пол, женский пол и подводился общий итог.

А в конце каждого года по всем разделам составлялась ведомость. Как пример, приводится «Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших Дмитровской округи, по Введенской, что в селе Нагорнове, Церкви, за 1866-й год».
Ведомость, с примечаниями и подписями, состояла из таблицы, включающей 7 столбцов:

1. Звание места («Дмитровской округи, села Нагорнова, Введенской Церкви»).

2. Родилось (м./ж./итого).

3. В том числе незаконнорожденных (м./ж./итого).

4. Бракосочетающихся (м./ж./итого).

5. Умерло (м./ж./итого).

6. Возраст, в котором умерли.

7. Число душ (умерших).

Рассматривая данный документ, что называется, «под микроскопом», видим, что в те времена большое внимание уделялось факту законного и незаконного рождения детей (выделена специальная колонка). В 1866 году по ведомости родилось двое незаконнорожденных детей – мальчик и девочка, о чем имеются две записи в разделе книги «О родившихся» за 1866 год: «Временно-обязянная крестьянская вдова Анна Сергеева деревни Чекмова православного вероисповедания, незаконнородила» мальчика Илию; «Временно-обязанная крестьянская девица Елизавета Васильева деревни Чекмова православного вероисповедания, незаконнородила» девочку Анастасию. Невольно напрашивается вопрос: что же за барин был в этой деревне в это время?..
Любопытно рассмотреть часть таблицы с информацией об умерших. Помимо учета по принадлежности к полу в шестой колонке указывался возраст умерших с градацией по годам жизни: «От рождения младенца – до 1-го года, от 1-го года – до 5 лет, от 5 – до 10, от 10 – до 15…» и т.д. с пятилетним периодом – до восьмидесяти лет. В следующей колонке указывалось «число душ» мужского и женского пола в строке, соответствующей возрастной шкале.
В примечании к итоговой таблице-ведомости обязательно указывались три пункта:

1. Причины смертности: у младенцев – простуда, понос и колотье; у возрастных – простуда, престарелость, удушье и чахотка;

2. Погибшие неестественною смертью – один человек «женска пола» от «аплексического удара»;

3. «Из числа умерших, родившихся сто и выше ста лет не было».

Самая первая запись в метрической книге – от 1 января 1864 года о рождении мальчика Василия: «Солдатка Евдокия Васильева, проживающая в деревни Березниках Владимирской губернии Покровского уезда, ведомства Государственных имуществ деревни Бардова, православного вероисповедания, законно родила». К сожалению, на странице 18 данной книги в третьем разделе «О умерших» мы видим запись № 5 от 5 апреля о смерти «от колотья» того самого мальчика Василия 3-х месяцев отроду: «У проживающей в деревне Березниках солдатки Владимирской Губернии, Покровского уезда ведомства Государственных имуществ деревни Бардова,

Евдокии Васильевой сын младенец Василий». Совершил погребение священник Василий Георгиев.
Еще одна редкость в фондах Центрального государственного архива Московской области – это запись в метрической книге села Рахманово за 1867-1917 годы № 8 от 1 июля 1910 года о венчании Василия Евгеньевича Пигарева с Екатериной Ивановной Тютчевой:

«Жених. Чиновник особых поручений при Московском Генерал Губернаторе VI класса Коллежский Асессор из потомственных дворян Василий Евгеньевич Пигарев православного вероисповедания первым браком. 32 года.

Невеста. Фрейлина их императорских величеств Екатерина Ивановна Тютчева православного вероисповедания первым браком. 30 лет».
Да, да – это та самая Екатерина Ивановна Тютчева, внучка великого русского лирика, поэта-мыслителя, дипломата и чиновника Федора Ивановича Тютчева (1803-1883гг.), сестра создателя Мурановского музея Николая Ивановича Тютчева, несостоявшаяся невеста графа Льва Толстого.
На фото – Екатерина Ивановна и Василий Евгеньевич Пигаревы с первенцем Кириллом, 1911 год (фото из статьи Е. Гершкович «Московская династия: Тютчевы-Пигаревы»
Как уже упоминалось, метрические книги – это, порой, единственный источник информации о наших предках. Изучение метрических книг – это поистине увлекательное занятие – стиль построения предложений и шрифт, старинные имена и их написание, обряды, обстоятельства жизни, на которых в то время делался акцент. По хронологии сохранившихся записей можно слагать летописи о жизни современников Петра I, Пушкина и Лермонтова, что играет неоценимую роль в изучении истории, исследовании того или иного рода, а также развития генеалогии.
Подготовила: Купянская Е.Д., главный археограф отдела публикаций и научного использования документов ГБУ МО «ЦГАМО».
Источник: https://pushkino.tv

ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru


Тайна родословной Россия Архивные документы Архивы