Все новости

Рукавишниковы: образы памяти из тени забвения.

Рукавишниковы
В прошлом род Рукавишниковых был одним из символов предпринимательской дореволюционной России, примером отменной организации и энергичности, общественного служения и благотворительности.

Как и большинство представителей их сословия до недавнего времени они были в тени забвения, несли отпечаток негативных классовых стереотипов. Однако память о них всё более оживает в сохранившихся объектах наследия, немых свидетелях их добрых свершений, а неутомимый дух русского народа продолжает жить в их трудолюбивых потомках, щедрых на созидание и творчество.

Сначала это родоначальник династии — кузнец и торговец железом, основатель Нижегородского стального завода, потом его сын — потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, крупнейший
производитель и поставщик стали, далее многочисленные потомки — неутомимые предприниматели и щедрые благотворители, храмоздатели, строители величественных зданий, попечители детских приютов,
больниц, гимназий и ремесленных училищ, культурных учреждений, жертвователи на нужды церкви. Они оставили богатейшее культурное материальное и нематериальное наследие, которое является предметом гордости нижегородцев и центром притяжения туристов.

Наконец, это представители гуманитарной ветви генеалогического древа — писатель и поэт Серебряного века, а также династия скульпторов с мировой известностью, работы которых есть во многих городах России и за рубежом: Митрофан, ведущий скульптор периода 20-х – нач. 1940-х годов, воспевавший вождя мирового пролетариата, его сын знаменитый скульптор Иулиан, внук — замечательный народный художник России скульптор Александр и правнук Филипп.

Работы, созданные скульпторами Рукавишниковыми, можно встретить во многих городах России и за рубежом: памятник академику И. В. Курчатову и горельеф «Воскресение Христа» в Храме Христа
Спасителя в Москве, скульптура «Древо жизни» в Представительстве России при ООН в Нью-Йорке, памятники Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Федору Достоевскому, Михаилу Шолохову, Муслиму Магомаеву, Мстиславу Ростроповичу, Константину Рокоссовскому, Юрию Никулину, Льву Яшину и многие, многие другие. Их работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее и частных коллекциях, выставляются на всероссийских и международных художественных выставках (рис. 1, 2).
Рис. 1. Рукавишниковы-скульпторы (прадед, дед, отец, сын). Уникальное фото династии скульпторов Рукавишниковых в ХХ веке, на одном фото – от прадеда к внуку: Митрофан Сергеевич Рукавишников, Иулиан Митрофанович Рукавишников, Александр Иулианович Рукавишников, Филипп Александрович Рукавишников (Фото предоставлено А. И. Рукавишниковым из личного архива)
Рис. 1. Рукавишниковы-скульпторы (прадед, дед, отец, сын). Уникальное фото династии скульпторов Рукавишниковых в ХХ веке, на одном фото – от прадеда к внуку: Митрофан Сергеевич Рукавишников, Иулиан Митрофанович Рукавишников, Александр Иулианович Рукавишников, Филипп Александрович Рукавишников (Фото предоставлено А. И. Рукавишниковым из личного архива)
Рис. 2. Рукавишниковы
Рис. 2. Рукавишниковы
Справка1 (рис. 2а, 2б) РУКАВИШНИКОВЫ, нижегородская купеческая династия, торговцы железом. Основатель — Григорий Михайлович Рукавишников, кузнец и торговец железом из местности Красная Рамень Семеновского уезда (по другим данным: торговец солью из Балахны). Торговал железом на Нижегородской ярмарке (на 1817 — 3 лавки, 1822 — 6 лавок). Нижегородский 3-й гильдии купец
(не позднее 1822). В 1822 основал Нижегородский стальной завод в Канавинской слободе. В 1836 награжден медалью Департамента мануфактур и внутренней торговли. Его сын, Михаил Григорьевич Рукавишников (1811, Нижний Новгород — 1874, там же), потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии (1842), мануфактур-советник; увеличил объем годового производства стали на заводе (в 1837 — 43 тыс. пудов, в 1843 — 50 тыс. пудов) и его прибыль (в 1843 — 90,5 тыс. руб., в 1858 — 140 тыс.
руб.). Сталь поставлялась в другие губернии и в Персию.

Вел оптовую торговлю железом. Крупнейший партнер уральских горнозаводчиков (Голицыны, Строгановы, Абамелек-Лазаревы). Имел лавку-склад в Нижнем Новгороде. Главный поставщик сырья для кустарей местности Красная Рамень Семеновского уезда, известной как центр кузнечного промысла. Занимался кредитной деятельностью. В Крымскую войну пожертвовал по 20 копеек серебром на каждого ратника Нижегородского ополчения (1855). Член Попечительского совета нижегородской Мариинской женской гимназии, в пользу которой производил пожертвования. Один из основателей православного Братства святых Кирилла и Мефодия, учрежденного для вспомоществования бедным ученикам Нижегородской гимназии. Его наследство (свыше 30 млн руб.) отошло жене, Любови Александровне Р. (1823–1893), и детям (7 сыновей, 2 дочери) — по 3–4 млн каждому.

1Предоставлена профессором Ф. А. Селезнёвым. Краткая библиография о Рукавишниковых: Рукавишников И. С. Проклятый род. – Н. Новгород, 1999; Шиян Л. И. Феномен Рукавишниковых // Каждый род знаменит и славен : Из истории нижегородского предпринимательства XVII – нач. ХХ века. – Н. Новгород, 1999; Ненюков С. С. Встречи сквозь века. – Новосибирск, 2005; Макаров И. А. Рукавишниковы // Купеческий Нижний / И. А. Макаров. – Н. Новгород, 2006.
Рис. 2а. Памятник Спас в силах. 2007. Бронза, сусальное золото. г. Маалюля, Сирия (разрушен в ходе военных действий). Скульптор А. Рукавишников
Рис. 2а. Памятник Спас в силах. 2007. Бронза, сусальное золото. г. Маалюля, Сирия (разрушен в ходе военных действий). Скульптор А. Рукавишников
Рис. 2б. Памятник В. Н. Татищеву. 1998. Бронза, гранит. Тольятти (бывший Ставрополь-на-Волге, буквально «город креста»). Скульптор А. Рукавишников
Рис. 2б. Памятник В. Н. Татищеву. 1998. Бронза, гранит. Тольятти (бывший Ставрополь-на-Волге, буквально «город креста»). Скульптор А. Рукавишников
После смерти Михаила Григорьевича Рукавишникова семейное предприятие именовалось «Наследники М. Г. Рукавишникова». Фирма Р. занималась оптовой торговлей железом и производством стали на собственном заводе (в 1886 году на заводе было 15 рабочих, выпущено изделий на 10 750 руб.; в 1900 — 8 рабочих, выпущено продукции на 8481 руб.; в 1900 — производство стали прекращено). Каждый из
сыновей Михаила Григорьевича Р. имел свой личный счет, прибыль делилась поровну.

С согласия родственников единоличное руководство фирмой осуществлял Иван Михайлович Р. (1848, Нижний Новгород – 1906), гласный Нижегородской городской думы (1883–1886), почетный мировой судья, действительный член Нижегородского общества поощрения высшего образования, почетный член Совета Нижегородской земледельческой исправительной колонии (где на его средства построена церковь).

Завещал на пособие вдовам, живущим в Нижегородском вдовьем доме им. Бугровых и Блиновых, капитал
в 32,9 тыс. руб. Его сын, Иван Иванович Р. (род. 1882), окончил Нижегородский дворянский институт (1902) и Петербургский технологический институт, служил в канцелярии Государственного совета.
Варвара Михайловна Рукавишникова, в замужестве Бурмистрова (1851, Нижний Новгород — после 1930), — почетная попечительница Нижегородского городского приюта им. графини О. В. Кутайсовой,
член Правления Общества вспоможения бедным Нижнего Новгорода. Собрала коллекцию картин, хранящуюся ныне в Нижегородском художественном музее.
Сергей Михайлович Рукавишников (1852, Нижний Новгород — 1914, там же) в 1877 на свою часть отцовского наследства возвел роскошный дворец на Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгорода (архитектор И. С. Бойцов, скульптор М. О. Микешин; с 1918 — Нижегородский художественно-исторический музей). В 1879 приобрел усадьбу Подвязье в Горбатовском уезде, где устроил конный
завод. В 1908–1916 по его инициативе в Нижнем Новгороде построено здание торгово-промышленного комплекса, часть помещений которого арендовало Нижегородское отделение Русского торгово-промыш
ленного банка (архитектор Ф. О. Шехтель, скульптор С. Т. Коненков).

Владимир Михайлович Рукавишников (1853, Нижний Новгород — 1888), на свои средства открыл в Нижнем Новгороде музыкальную школу и капеллу, руководил церковным хором. Член Совета православного Братства святых Кирилла и Мефодия, учрежденного для вспомоществования бедным ученикам Нижегородской гимназии.

Почетный член Совета Кулибинского ремесленного училища. Митрофан Михайлович Рукавишников (1864, Нижний Новгород — 1911, там же) окончил Нижегородское реальное училище. В 1890–1911 председатель Братства святых Кирилла и Мефодия, при его денежной поддержке построены: здание для братства и домовая церковь при нем для общежития бедных гимназистов; больница Российского общества Красного Креста. Купив участок земли в Нижнем Новгороде на Варварской ул., в 1905 совместно с братьями возвел там здание Дома Трудолюбия имени Михаила и Любови Р. (арх. П. А. Домбровский), где бедняки за выполнение неквалифицированной работы (щипка пакли, ческа мочал, производство щеток, мочалок, матрасов, матов) получали небольшую поденную плату, стол и ночлег.

Собрал коллекцию картин, в числе которых работы художников В. М. Васнецова, И. Н. Крамского,
И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи. Пожалован орденами: Св. Станислава 3-й степени — за отличное усердие на пользу Русской Православной Церкви (1888); Св. Анны 3-й степени — за труды и помощь пострадавшим от неурожая (1893) и 2-й степени — за отличное усердие и особые труды по званию председателя Совета Братства святых Кирилла и Мефодия (1899); Св. Владимира 4-й степени — за особые труды по званию члена Комитета для усиления средств Елизаветинской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста (1901) (рис. 3, 4, 5, 6).
Рис. 3. Митрофан Сергеевич Рукавишников
Рис. 3. Митрофан Сергеевич Рукавишников
Рис. 4. Митрофан Михайлович Рукавишников
Рис. 4. Митрофан Михайлович Рукавишников
Рис. 5. Иван Сергеевич Рукавишников
Рис. 5. Иван Сергеевич Рукавишников
Рис. 6. Бурмистрова Варвара Михайловна (в девичестве Рукавишникова)
Рис. 6. Бурмистрова Варвара Михайловна (в девичестве Рукавишникова)
Рис. 7. Усадьба Рукавишникова (фасад)
Рис. 7. Усадьба Рукавишникова (фасад)
В Нижнем Новгороде сохранились принадлежавшие им такие замечательные здания, как Дом Трудолюбия, торгово-промышленный комплекс и банк работы архитектора Шехтеля и скульптора
Коненкова на Нижне-Волжской набережной, великолепный дворецособняк на Верхне-Волжской, где сейчас располагается государственный историко-архитектурный музей-заповедник, другие дома
(рис. 7, 8, 9, 10, 11, 12).

В результате кощунственного уничтожения в 30-х годах XX века Крестовоздвиженского монастыря и Казанского кладбища, которое было местом погребения почетных граждан, героев и ветеранов войн и просто уважаемых нижегородцев: представителей дворянских и купеческих родов, деятелей промышленности, торговли, науки, культуры, — могилы Рукавишниковых были также уничтожены (рис. 13).
Рис. 8. Усадьба Рукавишникова (парадная лестница)
Рис. 8. Усадьба Рукавишникова (парадная лестница)
Рис. 9. Усадьба Рукавишникова (зал)
Рис. 9. Усадьба Рукавишникова (зал)
Рис. 10. Торговый Дом Рукавишниковых на набережной Волги
Рис. 10. Торговый Дом Рукавишниковых на набережной Волги
Рис. 11. Дом Трудолюбия
Рис. 11. Дом Трудолюбия
Рис. 12. Здание Банка
Рис. 12. Здание Банка
Рис. 13. Монастырская площадь (дореволюционный вид)
Рис. 13. Монастырская площадь (дореволюционный вид)
Скрытый образ наследия, связанный с династией Рукавишниковых, — это Крестовоздвиженская площадь (ныне пл. Лядова) в Нижнем Новгороде, вокруг названия и застройки которой не утихают споры и поныне.

Лядов — партийный псевдоним революционера со стажем Мартына Мандельштама2, который стал первым официальным историком Коммунистической партии, однако к городу не имел практически ни-
какого отношения. Более того, история площади находится в полной несовместимости с ее нынешним названием. Центральным объектом всегда были церковь и женский монастырь, рядом с которым рас-
полагалось Казанское кладбище. Здесь провожали в последний путь представителей наиболее состоятельной и влиятельной, преимущественно консервативной части местного общества. По исторической и мемориальной значимости для города Крестовоздвиженский равноценен некрополям Александро-Невской лавры, Новодевичьего, Донского и других знаменитых монастырей России. Но в 30-е годы его сровняли с землей, а сейчас на его месте улица, трамвайные линии и жилые здания.

Площадь в ее нынешнем виде возникла при советской власти, но за счет разрушения монастыря и кладбища. Страсти разгорелись вокруг названия. Действующий православный монастырь сегодня отгорожен от площади зданием студенческого общежития, к тому же в архитектурный ансамбль площади сегодня вломился огромный ТРЦ «Небо», никак не сочетающийся ни с монастырем, ни с постройками
«сталинского классицизма». Теперь место представляет собой удивительный «микс» буквально во всех смыслах (архитектурном, эстетическом, историческом, идеологическом, культурологическом).
2 Вопрос о возвращении исторического названия площади Лядова, которая ранее называлась Монастырской, после революции — Коммунистическая, потом Ромена Роллана, наконец, Лядова, насчитывает не один год. По опросам, большинство «за» изменение названия в честь расположенного здесь древнейшего Кресто-Воздвиженского монастыря. Однако «воз и ныне там». Мартын Лядов в мае 1922 года командируется на партработу в Нижний Новгород (должность третьестепенная). Но пробыл здесь недолго, потому что уже в мае 1923 года назначен в Москве ректором Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. В 1929 году — начальник Главнауки, член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1930 году — заведующий архивом Октябрьской революции. С 1932 года — на пенсии.
Рис. 14. Памятник св. патриарху Макарию и св. царице Елене на пл. Лядова
Рис. 14. Памятник св. патриарху Макарию и св. царице Елене на пл. Лядова
Само имя Лядов ничего не говорит нижегородцам, употребляется по привычке, неосознанно, что неприемлемо для имени вообще, тем более площади, что сродни номерам зданий или улиц под номерами, как, например, в США. Название площади несовместимо с монастырем, который сейчас возродился, и воздвигнутым недавно на площади памятником, запечатлевшим образы Честного Животворящего Креста, святителя патриарха Макария и святой равноапостольной царицы Елены (рис. 14).

Компромиссной фигурой видится знаменитый купец Н. А. Бугров, который был выдающимся предпринимателем и благотворителем Нижнего Новгорода. Несколько лет назад на площади был
открыт бюст Н. А. Бугрова рядом с так называемым вдовьим домом, одним из самых капитальных зданий дореволюционной постройки — нижегородским приютом, растянувшимся почти на целый квартал. Однако взгромоздившийся рядом на площади современный огромный торгово-развлекательный центр, задавивший собой всё вокруг, не имеет с легендарным нижегородским купцом Н. А. Бугровым не то что общей смысловой преемственности, но, скорее, напротив, выглядит его антиподом (рис. 15, 16). Николай Александрович Бугров был старообрядцем, а его семейный девиз гласил: «Поступай так, чтобы тебе было хорошо и никому плохо!»

Он был крупнейшим благотворителем и отдавал на общественные нужды 45% прибыли, по сравнению с которыми нынешние «подачки» олигархов выглядят насмешкой. Последнее слово еще не сказано, и сама ситуация с площадью, ее застройкой и наименованием имеет не только чрезвычайно поучительную историю, но бурное настоящее и, по-видимому, не менее интересное будущее. За боязнью нынешней власти убрать имя Лядов и дать подобающее площади название угадывается нежелание возбуждать тему
богоборческих преступлений большевистской власти. Ведь тогда после революции в стране развертывалась яростная кампания по борьбе не только с религией, но с историей народа вообще, и в этом смысле вопрос о ликвидации также и кладбищ был одним из самых важных.

Можно привести крайне важные для возрождения и сохранения культурного наследия, полезные с воспитательной точки зрения данные, приводимые на сайтах нижегородских краеведов и волонтеров. Эта
информация давно ждет целенаправленного включения в образовательный и социокультурный оборот для восстановления исторической справедливости и мемориализации. Вот лишь некоторые из них3.

В Крестовоздвиженском некрополе нашли последний приют представители дворянских родов Анненковых, Бологовских, Грузинских, Зыбиных, Коптевых, Кузьминых-Короваевых, Турчаниновых,
Черкасовых, Черкасских. Среди них родственники князя Г. А. Грузинского, вице-губернатор Б. Е. Прутченко, губернские предводители дворянства А. А. Турчанинов, И. С. Зыбин и М. С. фон Брин, дирек-
тор Дворянского института Н. Н. Костырко-Стоцкий, член Государственного совета А. В. Баулин, действительные статские советники Г. А. Гладков, И. Е. Косткин, А. А. Кузьмин-Короваев.

Нижегородская интеллигенция бала представлена писателем П. И. Мельниковым (Андрей Печерский), поэтом Л. Г. Граве, поэтессой и переводчицей А. Д. Мысовской, писателем и редактором «Нижегородских губернских ведомостей» Г. П. Демьяновым, знаменитым фотохудожником А. О. Карелиным, выдающимся инженером-судостроителем В. И. Калашниковым, историком и членом НГУАК протоиереем Петром Альбицким.
Рис. 15. Бюст Бугрова А. Н. на пл. Лядова на фоне его благотворительного дома и ТРЦ «Небо»
Рис. 15. Бюст Бугрова А. Н. на пл. Лядова на фоне его благотворительного дома и ТРЦ «Небо»
Рис. 16. Пл. Лядова (современный вид)
Рис. 16. Пл. Лядова (современный вид)
3 Смирнов С. А. Некрополь Крестовоздвиженского монастыря // Нижегородский краевед : сб. науч. ст. — Вып. 1 / отв. ред. Ф. А. Селезнев. — Н. Новгород, 2015. — 200 с.; Некрополь Крестовоздвиженского монастыря.
Городское общественное самоуправление: городской голова Федор Петрович Переплетчиков (прах перенесен в 1852 году), городской голова Александр Михайлович Меморский, целый ряд гласных Городской Думы.

Нижегородская полиция: полицмейстеры А. Е. Махотин, П. Я. Яковлев, И. В. Фриммерман, пристав Макарьевской части А. Н. Воскресенский, брандмейстеры А. Ф. Красавин и С. Т. Чапин. Судебное ведомство: первый председатель окружного суда А. К. Панов, секретарь окружного суда А. Ф. Карпов, член окружного суда В. И. Кутыев.

Промышленники, судовладельцы, купцы: мануфактур-советник Я. Е. Башкиров, его брат Н. Е. Башкиров, коммерции советники П. И. Лельков и П. М. Морозов, пароходчики М. Ф. Каменский, М. М. Кашин и его жена и преемница М. К. Кашина.

Среди погребенных знаменитый винозаводчик и меценат А. В. Долгов, потомственные почетные граждане Ф. Н. Гущин, А. И. Каменский, С. Ф. Пятов, М. Ф. Сухарев, купец 1-й гильдии Д. М. Бурмистров, председатель Биржевого комитета В. И. Мензелинцев, глава городского общественного банка Н. А. Смирнов, директор нижегородской конторы Государственного банка Н. П. Полянский.

Захоронения выдающихся предпринимателей и меценатов Рукавишниковых, размещенные в семейном склепе из красно-коричневого гранита, выделялись особо. В нем упокоились потомственные почетные граждане Иван и Сергей Михайловичи Рукавишниковы, их мать, также известная благотворительница Любовь Александровна Рукавишникова.

Список захороненных на этом кладбище Рукавишниковых:

«Рукавишников Алексей Иванович + 26.10.1914

Рукавишников Алексей Семенович + 22.5.1891

Рукавишников Иван Михайлович, потомственный почетный гражданин + 25.1.1906

Рукавишников Николай Михайлович + 4.10.1899

Рукавишников Сергей Михайлович, потомственный почетный гражданин + 26.3.1914
Рукавишникова Любовь Александровна, вдова М. Г. Рукавишникова + 3.12.1893

Рукавишникова Юлия Андреевна + 15.7.1913»4.

В монастырской ограде были захоронения купцов Акифьевых, Бибихиных, Весниных, Вяхиревых, Ламоновых, Смирновых, Целованьевых и многих других. Наконец, некрополь хранил память о земляках — героях военных кампаний, о боевых офицерах и генералах.

В их числе павшие в сражениях и ветераны войн за освобождение славянства 1877–1878 годов, Русско-японской, Первой мировой. Десятилетиями здесь хоронили чинов Нижегородского гарнизона или военных из числа местных уроженцев и жителей, чей прах доставляли сюда, чтобы совершить погребение на родине.

Здесь был представлен целый ряд воинских захоронений периода Второй Отечественной войны 1914–1918 годов, где совершались заупокойные литургии и панихиды по павшим на фронтах Великой войны и погребенным на театрах военных действий.

Исторические погосты, помимо мемориального, имели большое художественное значение. Часто надгробные памятники были подлинными шедеврами искусства, их исполнение заказывали выдающимся
скульпторам и архитекторам. До настоящего времени в монастырских некрополях имелось множество таких надгробий — с красивыми барельефами, высеченными из камня, или отлитыми в бронзе аллегори-
ческими скульптурами, многофигурными композициями, с ажурными чугунными оградами. Теперь по воле властей всё это подлежало сдаче в металлолом или использованию как строительный материал, напри-
мер, для мощения улиц. Но чаще надгробия использовались повторно для памятников представителям советского «среднего класса».

Печальная судьба постигла кладбище, где были похоронены Рукавишниковы. В 1931 году журнал «Нижегородское краеведение» сообщил об акте государственного вандализма, совершенном над фамильным захоронением купцов Рукавишниковых. Из красно-коричневого гранита с надгробий власти решили соорудить памятник борцам революции 1905 года. Идея принадлежала Истпарту при крайкоме ВКП(б) и бюро общества старых большевиков и политкаторжан.

4 Смирнов С. А. Некрополь Крестовоздвиженского монастыря // Нижегородский краевед : сб. науч. ст. — Вып. 1. — 200 с.
Вопросом занималась комиссия под председательством С. В. Винтера. Проект выполнил архитектор А. А. Яковлев, в представлении которого сооружение из гранитных блоков символизировало баррикаду. Приемка монумента городской комиссией состоялась 24 августа 1931 года. Не здесь ли кроется ответ на вопрос, над которым бьются до сих пор краеведы: почему бесследно исчез семейный архив Рукавишниковых и не приложил ли к этому руку «верховный архивист страны», чьим именем назовут одну
из центральных площадей Нижнего Новгорода?

Ведь именно в этот момент он фактически был «главным хранителем наследия». Некрополь Крестовоздвиженского монастыря окончательно исчез в 1950-е годы, когда на его месте устроили автозаправку и спортивную площадку. Были случаи, когда студенты использовали черепа из захоронений для игры в футбол. Отдельные могилы (И. Анненкова, В. Калашникова, А. Карелина, П. Мельникова) перенесли на прочие кладбища, снабдив иными, лишенными христианской символики надгробиями. Другие исчезли навсегда.

Для воспитания действенной исторической памяти, гражданского самосознания и просвещения образ подобного достопримечательного места имеет огромное значение. Локализованый в пространстве и
растянутый во времени, данный объект уникален, насыщен событийно и персонально, современен и актуален, здесь сосредоточилось прошлое, настоящее и будущее, отражены судьбы поколений и страны.
Здесь пространственно-временные культурные особенности региона и места встречаются с сущностными чертами России в конкретном единичном объекте культурного наследия, образуя индивидуальный образ достопримечательного места, требующего уникального смыслового и эстетического оформления (рациональной интерпретации и художественной репрезентации).

Незавершенность вопроса о переименовании площади, отсутствие должной мемориализации и достоверной информации, связанной с уничтоженным кладбищем, где были похоронены известные люди Нижнего Новгорода и страны, в том числе замечательные представители рода Рукавишниковых, — всё
это требует более активных действий хранителей наследия и власти, использования этой истории в просветительских целях и учебно-воспитательном процессе по актуализации и объединению социокультурного пространства на почве исторических традиций и духовно-нравственных ценностей.

В течение последнего столетия добрая память о предпринимателях, насколько это возможно, была практически стерта в сознании нижегородцев. Настало время восстановить историческую справедливость и увековечить их в виде яркого собирательного образа. Ведь они внесли огромный вклад в культурное наследие России и Нижнего Новгорода, создали его неповторимый облик благодаря активной созидательной деятельности в строительстве прекрасных и величественных зданий, городских усадеб, благоустройстве, благотворительности, попечительстве над учебными заведениями, сиротскими приютами, больницами, в деле меценатства и художественного коллекционирования. В подавляющем большинстве они были носителями народных традиций и быта, национального самосознания и нравственности, говоря современным языком, являлись примером социально ответственного бизнеса и государственного мышления. Автор надеется, что публикуемое ниже стихотворение поможет этому благому делу.

История одного места

То не сказка и не быль,

А рассказ про монастырь,

Город, площадь и народ,

Что без памяти живет.

Здесь последних сотню лет

Что-то помнят, что-то нет.

Мудрость предков, Божий глас,

Не случайно учит нас:

Оглянись — окаменеешь,

А забудешь — не прозреешь!

Вышел тут один курьез,

Поразительный до слез.

Но начнем рассказ сначала:

В Нижнем, с роду так бывало,

Где с вершин лесистых гор

Открывается простор,

Возводили чудный храм,

Богу в честь, на страх врагам.

Он окрестность освящал,

Дух бесовский отгонял.

Век за веком рос наш город,

Камнем древен, духом молод.

Рядом с храмом, где пустырь,

Появился монастырь,

И обитель названа

В честь Воздвиженья Креста.

Позже площадь разрослась,

Монастырской нареклась.

Было здесь заведено,

Не скупясь, творить добро:

Престарелых и больных,

Не имеющих родных,

Всех кормить и врачевать,

Словом Божьим утешать.

Благодетелем-купцом

Был построен вдовий дом,

Где сироток обучали

И путевку в жизнь давали.

Раз в году на крестный ход

Собирался здесь народ

В честь Оранской той святыни,

Что хранится и поныне.

Но внезапно, как чума,

Революция пришла.

Храм, святые алтари

Были тут разорены,

Божьим людям смерть и тьма,

Ссыльный лагерь и тюрьма.

Тот, кто раньше шел с крестом,

Встал под алым кумачом.

Злобным духом одержим

Хор запел партийный гимн.

Всё, что было на кладбище

И давало сердцу пищу,

По приказу растоптали,

Замостили, укатали.

Что давало утешенье

И надежду воскресенья

Оказалось в запустенье.

Покалечил красный бес

Поколенье и исчез.

Месту, будто в наказанье,

Дали новое названье,

И уже который год

Площадь имя то несет:

«Лядов»5, он же Мандельштам,

Знаменит ни тут, ни там.

Но значение важно:

«Черт» — прочтение его.

Вместо Божьего креста

Массмедийная игла

Рядом с площадью взвилась,

Телебашней назвалась.

Ныне восстановлен крест,

С колокольни благовест

Вновь людей зовет к спасенью,

Покаянью и терпенью.

Но пойдет ли людям впрок

Исторический урок?

Имя надо возвратить

И о смысле не забыть:

Красный бес по кличке «Лядов»

И Мамона — желтый дьявол,

Лицемерный, жадный, сытый,

Деловитостью прикрытый, —

Здесь сошлись с монастырем,

Как зловещий мрак с огнем.

Но креста животворенье

Принесет нам очищенье!

5 Ляд — одно из древних восточнославянских наименований черта, первоначально, видимо, «полевого» духа. Употребляется в ругательствах «Пошел к ляду!». Злой дух, бес, демон.
В честь представителей дворянских и купеческих родов, деятелей промышленности и торговли, внесших достойный вклад в культурное наследие не только Нижнего Новгорода, а всей страны, надо поставить величественный памятник.

Будет справедливо и глубоко символично, если его автором станет скульптор, являющийся потомком знаменитого нижегородского рода — народный художник России, действительный член Российской академии художеств Александр Рукавишников, внесший замечательный вклад в отечественное и мировое
культурное наследие. Александр Рукавишников — наследник капитала особого рода: духовного и творческого. В руках мастера металл вместо источника прибыли и «приращения денег» стал материалом для «приращения человека», способом выражения софийности человеческой культуры и смысла истории. Его экспрессивное творчество вобрало лучшее из великого наследия разных культур, воплотив в совершенной художественной форме образы национальных героев, пророков и поэтов, душу народа как в ее кризисе и падении, так и в высочайшем задании и достижениях. Новое творение воплотит идею преемственности традиционных ценностей рода, сословий и поколений, извлечения исторических уроков.
Источник: Закунов Юрий Александрович. Живое наследие памяти : коллективная монография / науч. ред. Д. Я. Романова, отв. ред. Ю. А. Закунов. — М. : Институт Наследия, 2020.

Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


https://www.genealogyrus.ru


Истории Купечество Тайна родословной Традиции Династии Россия