Все новости

К реконструкции семейного книжного собрания Усть-Цилемских крестьян Булыгиных.

Панорама Усть-Цильмы начала XX в. На переднем плане — Никольский собор
К реконструкции семейного книжного собрания Усть-Цилемских крестьян Булыгиных.
Усть-Цилемский район Республики Коми давно признан уникальным заповедником старинной книжности, сохранившим до наших дней свыше тысячи древнерусских рукописей и старопечатных книг, большинство из которых стали доступны для изучения благодаря археографическим экспедициям на Нижнюю Печору выдающегося ленинградского археографа В.И. Малышева, его коллег по Пушкинскому дому, студентов Ленинградского и Сыктывкарского университетов под руководством Н.С. Демковой и автора статьи. Изучение печорской книжности продолжается до сих пор1 .

Одно из направлений, которому мы придаем большое значение, – подготовка Словаря книжников Нижней Печоры, в котором будет собрана вся доступная информация о создателях и хранителях печорской рукописно-книжной традиции. Основой для такого словаря послужат наши статьи о родовых библиотеках печорских крестьян, которые можно частично реконструировать по записям на бытовавших в УстьЦилемском крае рукописных и старопечатных книгах, по архивным материалам и устным свидетельствам печорских крестьян, зафиксированным в ходе археографических экспедиций. Эта статья продолжает ряд подобных публикаций о родовых библиотеках печорских крестьян-старообрядцев2 . Она посвящена представителям рода Булыгиных. Некоторые сведения об истории этого рода предоставила мне исследовательница генеалогии печорских родов, устьцилёмка по рождению Т.Д. Вокуева3 .

Согласно полученным от нее материалам, в первом известном документе, содержащем список жителей слободки Усть-Цилемской, – «Платежнице» с Пустозерских дозорных книг 1574 г.4 , записаны всего 16 человек, и фамилия Булыгины в их числе не указана. Булыгины не значатся в Усть-Цилемской слободке и в следующем документе – «Переписной книге Пустозерского уезда» 1679 г. (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20–23)5 . В «Книге переписной государственных черносошных крестьян Пустозерского уезда» 1719 г.6 появились жители с фамилией Булыгины. Но в то же время в списке приезжих людей, обитающих в Усть-Цилемской слободке, Булыгиных нет. Из чего следует, как считает Т.Д. Вокуева, что первый Булыгин пришел в слободку намного раньше, но после 1679 г.7

Согласно документам РГАДА, общим прародителем всех Булыгиных в Усть-Цилемском районе является Василий Булыгин (родился до 1655 г.). Все печорские Булыгины ведут свою родословную от его сына Сергея Васильевича Булыгина (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20), умершего в возрасте 75 лет («Умре в 1750», как говорится в 3-й Ревизской сказке 1762 г., хранящейся в Государственном архиве Архангельской области – ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 4. Д. 6010. Л. 65). Известно исследователям и имя его жены: «Жена его Акилина Михайлова дочи – 46 лет», как говорится в другом документе того же архива (ГААО. Ф. 31. Д. 4. Л. 6 об.).

Род Булыгиных, постепенно разрастаясь, разделился на несколько ветвей. По принятому в Усть-Цильме обычаю присваивать родовое прозвание (т.е. уличную фамилию) ветвям разрастающегося рода в семействе Булыгиных также образовалось несколько ответвлений, получивших такие прозвища. К середине XIX в. сложились три ветви Булыгиных: род Большаковых, род Ваниных и род Марковых. Все ветви пошли, как считает Т.Д. Вокуева, от одного из сыновей Михаила Васильевича (сына Василия – первого Булыгина на Печоре) – Прокопия Михайловича, имевшего четырех сыновей. Род Ваниных идет от правнука Михаила Васильевича – Антона Трофимовича, а родовое прозвание произошло от Ивана Антоновича Булыгина (родился в 1831 г.).

1 См. недавно вышедшее издание: Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район: сборник материалов и исследований. Сыктывкар, 2017. (Слово и текст в контексте культуры. Вып. 2).


2 См. например: Волкова Т.Ф. Книжники из печорского старообрядческого рода Кисляковых // Представления о прошлом в памятниках письменности XVI–XX вв. Новосибирск, 2021. С. 99–115. В статье приведена библиография всех предшествующих наших публикаций этого направления.


3 Вокуева Т.Д. Булыгины. Род Большаковых, слободка Усть-Цилемская Архангельской губернии: доклад, прочитанный на Междунар. конф. «Генеалогия на Русском Севере: этнический аспект» (г. Архангельск, 13–14 сентября 2013 г.).


4 Опубликовано: Садиков П.А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 463–483.


5 Опубликовано: Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар, 1993. С. 165–168.

6 Опубликовано: Вокуева Т.Д. Книга переписная государственных черносошных крестьян и канцелярских служащих Ижемской и Усть-Целемской слободок Пустозерского уезда Архангельской губернии 1719– 1724 гг. // Сельская Россия: прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10–13 июля 2006 г.). М.; Сыктывкар, 2006. С. 362–368.


7 Вокуева Т.Д. Пришлые люди слободки Усть-Цилемской из Архангельской губернии по Ревизской сказке 1719 г. // Генеалогия на русском Севере: связь с общественными науками: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 10-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное Историко-родословное общество» (Архангельск, 10–11 сентября 2008 г.). Архангельск, 2009. С. 176–183.

Род Марковых возник примерно в это же время и идет от Булыгина Филиппа Андреевича (Духовная роспись 1878 г. – ГААО. Ф. 29. Оп. 29. Д. 496. Л. 826 об.), который женился на Евфимии, одной из дочерей Марка Поздеева, и в связи с тем, что у Марка были только дочери, Филипп пришел в дом Марка, «в приняты». А род Большаковых ведет свое начало от другого правнука Михаила Васильевича – Ефима Трофимовича.

До сих пор достоверно не установлено, кто был тем ярким представителем этой ветви рода Булыгиных, по которому эта ветвь рода была названа Большаковыми: по сохранившемуся семейному преданию был среди них какой-то «большак». Именно к этой ветви рода Булыгиных – Большаковым – относится и сама Т.Д. Вокуева, так как ее мать Наталья Яковлевна до замужества была Булыгина. Крестьянский род Большаковых, по словам Татьяны Дмитриевны, был уважаемым в селе, почетным, славился трудолюбием и мастерством. «Помимо сельскохозяйственных работ, представители рода занимались добычей рыбы, охотой, возили товары на ярмарку в Архангельск и на Мезень. Мужчины мастерили деревянную мебель для всего села, женщины вязали носки и рукавицы. Как и большая часть устьцилёмов, Булыгины являлись старообрядцами Поморского брачного согласия»8 .

В духовных росписях у многих записано: «Не был у исповеди по приверженности к расколу». Например, в исповедной росписи Усть-Цилемской единоверческой церкви 1915 г. Яков Ефимов Булыгин в возрасте 75 лет не был у исповеди 47 лет, сын его Иван в 43 года не был у исповеди 21 год (ГААО. Ф. 29. Оп. 29. Д. 682. Л. 472). На основании этих записей можно предположить, что исповедовались Булыгины только при венчании, которое являлось обязательным условием для официальной регистрации детей и предоставления земельных наделов. В Усть-Цильме сохранился двухэтажный родовой дом Большаковых (Булыгиных), в нем до сих пор проживают потомки рода9 .

Представители родовой ветви Ваниных построили рядом три добротных двухэтажных дома, один из которых сгорел при пожаре. Это место в Усть-Цильме называли «Околоток Ваниных». Как у всех староверов в Усть-Цильме, во всех семьях Булыгиных были иконы, старинные книги и осуществлялись духовные требы. По-видимому, в этом роду было много грамотных людей, читавших и хранивших старинные рукописные и старопечатные книги. Однако по нашим – книжным – источникам известны как книжники всего несколько человек. О них дальше и пойдет речь.

Начнем с упоминания тех людей – представителей данного рода, которых выявил как книжников во время своих поездок на Печору В.И. Малышев. Его экспедиции в Усть-Цилемский район10 и открыли Усть-Цилемский край для науки как заповедник старинной книжности11. В составленные им на основе устных расспросов местных старожилов и архивных разысканий списки писцов и владельцев значительных собраний рукописей12 попали два представителя рода Булыгиных. Первый – Булыгин Иван Антонович, основатель рода Булыгиных-Ваниных, имел значительное собрание рукописей в конце XIX – первой трети ХХ в.

8 Вокуева Т.Д. Булыгины, род Большаковых: к 85-летию Н.Я. Носовой (Булыгиной) // IV Горочные чтения: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Усть-Цилемского района (Республика Коми, с. Трусово Усть-Цилемского района, 27 марта 2014 г.). Усть-Цильма, 2017. С. 77.

9 Киреева С.П. И берег свою честь каждый род // Красная Печора. 2006. 1 авг.

10 См. отчеты об экспедициях В.И. Малышева на Печору: Малышев В.И.: 1. Отчет о командировке в село УстьЦильму Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 469–480; 2. Археографическая экспедиция в Усть-Цилемский район Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т.11. С. 425–439; 3. Пижемская рукописная старина: (отчет о командировке 1955 г.) // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т.12. С. 461–493; 4. Отчет о командировке на Печору в 1956 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 398–408; 5. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 513–521; 6. Возможны ли еще рукописные находки в Усть-Цилемском районе Коми АССР? // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. C. 370–374.

11 Малышев В.И.: 1. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960; 2. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. C. 561–604.

12 См. список писцов в кн.: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 16–18; списки владельцев значительных рукописных собраний: Там же. С. 24–26; Малышев В.И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII–XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 455–456.

и проживал в с. Усть-Цильма13. Помимо указаний В.И. Малышева, мы выявили еще два упоминания этого имени. Во-первых, Иван Антонович оставил владельческую запись на интересной по своему содержанию рукописи первой трети XIX – ХХ в. – ИРЛИ, УстьЦилемское собрание (далее – ИРЛИ, УЦ), № 5514.

Сборник разнообразен по своему составу. В нем есть и агиографический текст эсхатологического содержания (выписка из Жития Андрея Юродивого), и важное для старообрядцев-беспоповцев соборное постановление выговцев о браках с припиской в конце текста «Сия тетрадь Установления поморских общежителей, 1818 года, генваря 19 дня», и выписка о запрещении есть картофель (который, как и чай, а также табак, считался у старообрядцев греховным растением), и старообрядческая компиляция о молении за умерших без покаяния и некрещеных, и «душеполезное» поучение «о суетии и о окаяньстве мирских попечений нынешних».

Таким образом, эта небольшая рукописная книжица малого формата содержала тексты, касавшиеся основных аспектов бытия старообрядческого читателя, которые были в центре его ежедневных интересов. На рукописи сохранились записи двух ее владельцев: на л. 34 об. – запись Ивана Мяндина скорописью XIX в.: «Принадлежитъ сия тетрать крестьянину Устьцилемской волости Ивану Мяньдину» 15, далее следует уточнение о писце рукописи и его источнике: «Списалъ Титъ Венедиктовъ с подлинного… списка». А на л. 49 об. читается дважды повторенная владельческая запись полууставом, сделанная тонким пером: «Сия книга Ивана Антоновича Болыгина».

При этом автор записи не удержался от приведения популярной у переписчиков с давних времен приписки: «Стати писати пера попытати, бежит ли рука», которая продолжает владельческую запись. Побывала в руках у Ивана Антоновича и очень важная для старообрядцев книга, являющаяся одним из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, – Поморские ответы. В Усть-Цилемском собрании ИРЛИ хранится рукопись (ИРЛИ, УЦ 214), содержащая это коллективное творение выговских писателей (главным из которых был Андрей Денисов), явившееся ответом старообрядцев Выголексинского общежительства на вопросы иеромонаха Неофита, отправленного в 1722 г. официальной церковью на Выг для проведения диспутов о вере и написавшего большой сборник из 106 вопросов, составленных в полемической форме16.

Рукопись датируется концом XVIII в.17 На нижней крышке переплета читается карандашная запись-автограф «Иванъ Антоновичь Булыгинъ», свидетельствующая о том, что он как минимум держал ее в руках, а скорее всего читал, как и другие устьцилёмы, оставившие на рукописи свои записи. Какое-то время книга, судя по владельческим карандашным записям на верхней и нижней крышках переплета, подражающим полууставному почерку, принадлежала Ивану Григорьевичу Торопову. В 70-е гг. XIX в. она попала в руки Алексея Игнатьевича Дуркина.

Он оставил о чтении рукописи датированную запись: «Сию книгу читывалъ Алексей Дуркинъ, руку приложилъ 1878 года» (л. 539 об.), повторив эту запись, но без даты, на л. 538 об. Заканчивается эта запись интересным замечанием: «Ета книга дяди Вани Золотеревых». Т.Д. Вокуева по своим материалам выяснила, кто был этот «дядя Ваня Золотарев». Оказалось, что так Алексей Дуркин называл Дуркина Ивана Игнатьевича (из рода Золотаревых). Он жил недалеко от Булыгиных, что объясняет появление на рукописи автографа Ивана Антоновича Булыгина. Алексей Игнатьевич Дуркин был младшим братом Ивана Игнатьевича. Видимо, из-за большой разницы в возрасте Алексей называл старшего брата Ивана «дядя Ваня Золотаревых».

В документах сохранились сведения о женитьбе в 1891 г. 24-летнего Алексея Игнатьевича Дуркина, отсюда можно определить его год рождения – 1867. Значит, запись на рукописи сделал 11-летний мальчик Алексей Дуркин, бравший ее почитать у своего старшего брата. Род Булыгиных и род Дуркиных были тесно связаны родственными узами, о чем будет сказано ниже.

13 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 24.

14 Рукопись в 8-ку, на 55 л., написана полууставом и скорописью (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 106–107).

15 О книжном собрании И.С. Мяндина см.: Волкова Т.Ф. Усть-цилемский книжник И.С. Мяндин: итоги изучения рукописного наследия // Первые Мяндинские чтения: мат-лы респ. науч.-практ. конф. (с. Усть-Цильма, 12 июля 2008 г.). Сыктывкар, 2009. С. 52–66.

16 См.: Бубнов Н.Ю. Поморские ответы – главная книга старообрядцев // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2005. Т. II: Материалы. С. 97–115.

17 Рукопись форматом в 4-ку, на 539 л., написана скорописью и полууставом, переходящим в скоропись, нескольких почерков. Переплет – доски, покрытые тисненой кожей, обрез красный; переплет выговской работы. См. описание рукописи: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. … С. 588–589.

Если обратиться к другой записи, оставленной на этой рукописи, становится ясно, что ее сделал еще один Алексей, не обозначивший своей фамилии. Он сообщает, что «1865 года июня 27 купилъ сию книгу у Ивана Мяньдина за 4 руб. сереб[ром]» (л. 539 об.).

Приведенная в записи дата говорит о том, что автора этой записи нельзя отождествлять с Алексеем Дуркиным, родившимся через 2 года после даты записи о покупке рукописи у Ивана Мяндина. Поскольку Алексей Дуркин указал другого хозяина книги – «дядю Ваню Золотаревых», у Ивана Мяндина ее купил какой-то другой Алексей. Показательно, что в своем описании рукописи В.И. Малышев об этом втором Алексее пишет так: «на л. 539 об. запись некоего Алексея о покупке рукописи…»18. Интересно, что на л. 1 рукописи УЦ 214 скорописью написана другая цена книги, чем та, которую указывает некий Алексей – не 4 рубля серебром, а 8 рублей («Цена 8 (цифирью) руб. серебромъ». Кто из покупателей рукописи оставил эту запись, неясно. Возможно, так ее оценивал Иван Григорьевич Торопов. В 1865 г. книга находилась в собрании Ивана Мяндина, который за 4 рубля продал ее некоему Алексею.

Поскольку записи И.Г. Торопова и о цене рукописи в 8 рублей не сопровождаются датами, установить последовательность перемещения Поморских ответов по собраниям устьцилёмов можно будет после того, когда в архивах отыщутся датирующие сведения об Иване Григорьевиче Торопове. Таким образом, Иван Антонович Булыгин прикоснулся к книге интересной не только своим содержанием, но и своей судьбой. Обнаружились в наших источниках и сведения о брате Ивана Антоновича Булыгина – Алексее Антоновиче (1830 года рождения – ГААО. Ф. 51. Оп. 11. Т. 8. Д. 12859. Л. 254 об. – 255. 8-я ревизская сказка 1834 г.). На двух рукописях сохранились его читательские пометы. Первая сделана на рукописи ИРЛИ, УЦ 2.

Это сборная рукопись третьей четверти XVI в. с вставками позднейшего письма19. Рукопись содержит Повесть о Темир-Аксаке, Страсти Христовы, Слово Палладия мниха о втором пришествии Христове, о страшном суде, о будущей муке и об умилении души, Сказание Кирилла Иерусалимского на восьмой век о последнем времени и об антихристе, выписки из сочинений Никона Черногорца, Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Старчества, Евангелия о крестном знамении, о глумлении и поношении, о нищелюбии, клятве, святой Троице, о крестном знамении, жертве Богу, почитании Псалтыри и целый ряд других сочинений, представлявших интерес для старообрядцев (например, выписка из поморского (Выговского) устава об исповеди «нужды ради» детям, отцу и матери, молодым, старухам и о епитимьи за «блудный грех» до венчания). На листах 159 об. и 161 об. сохранились записи Алексея Булыгина.

В одной он говорит о своем чтении Страстей Христовых («Сии Страсти Господьни читалъ казенный крестьянинъ Алексей Булыгинъ 1859 года июля 15 ч. И подписалъ своеручно» (л. 159 об.)). В другой записи он упоминает о несчастном случае, с ним произошедшем: «1857 (?) года мая 23 дня выломалъ ногу, для памети, и подписалъ Алексей Булыгин» (л. 161 об.). На рукописи много записей и других устьцилёмов, причем обращает на себя внимание соседство записей Алексея Антоновича Булыгина (как и в рукописи ИРЛИ, УЦ 214) с записями представителей семьи Дуркиных – Алексея Игнатьевича, Павла Федоровича и Ивана Федоровича.

По-видимому, представители этих двух семей – Булыгиных и Дуркиных – обменивались по соседству книгами, оставляя об этом записи на просмотренных рукописях. Оставил читательскую помету Алексей Булыгин и на рукописи, попавшей в УстьЦилемское новое собрание ИРЛИ (далее – ИРЛИ, УЦ н.) под № 92. Это Сборная рукопись конца XVIII – первой четверти XIХ в.20 Рукопись реставрирована И.С. Мяндиным. Она содержит Повесть о невесте христовой (из Патерика), три небольших рассказа патеричного типа, выписку о птице Феникс, Слово Палладия мниха о девстве и чистоте, слова о милостыне и смирении, о ярости, Макариево видение, Житие Алексея человека божия. На л. 18 об. Алексей Булыгин оставил две записи: «Читал сию книгу крестьянин Алексей Булыгин Устилемской волости 1847-го, 1842-го года генваря 19 дня»; «Читал сию книгу крестьянин Алексий Булыгин». Интересно, что другие записи на этой рукописи свидетельствуют о связи семьи Булыгиных в плане обмена книгами еще с одной усть-цилемской семьей – Чупровых. На л. 7 об. и 18 читаются владельческие записи Василия Чупрова: «Сия книга принадлежит крестьянину села Усть-Цильма Печорского уезда Василью Чупрову»; «Сия книга принадлежит Василию Чупрову». Читал ее еще один Чупров – Петр Васильевич: «Сию книгу читал Петр Васильевич Чупров. 1893 года в 10 [час]а дня» (л. 18).

18 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. … С. 589.

19 Рукопись в 4-ку, на 161 листе, написана полууставом и скорописью; переплет картонный, покрытый тисненой кожей, корешок реставрирован. Заглавия киноварные (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 49–51).

Среди владельцев старинной книжности В.И. Малышев назвал и представительницу женской части рода Булыгиных – Марию Григорьевну21 с пометой о ее месте жительства – д. На бору. Мария Григорьевна Чупрова была женой одного из первопоселенцев д. Бор – Ивана Яковлевича Булыгина (1871 г.р.) из рода Булыгиных-Большаковых, получившего родовое прозвание Иван Боровых/Боровской. Мария Григорьевна известна как хранительница рукописных книг22.

Других сведений о ней по записям на книгах не выявлено. Сохранились сведения как о владельцах рукописей и о некоторых других Булыгиных. Например, Булыгин Иван Иванович оставил владельческую запись на рукописи, сейчас хранящейся в ИРЛИ – УЦ 27. Это сборная рукопись второй половины XVIII в.23 Она содержит описание чуда, случившегося в Троице-Сергиевом монастыре24 (направлено против пьянства, «нечистоты» и курения табака25), извлечения из вопросов и ответов Анастасия Синаита (о иудеях и эллинах, о покаянии, гордости, смиренномудрии, богатстве, милостыне, о знамениях, прощении, «брани блудныя» и др.), выписки из Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Анастасия Синаита, Никона Черногорца и Василия Великого о пользе божественного Писания и о почитании книг, «Поучение святаго Илариона о пользе души», «Житие святых новых чюдотворцев муромских, благоверных князей Петра и Февронии» и другие сочинения. Рукопись была найдена в д. Скитской.

На л. 2 во весь лист читается владельческая запись скорописью Ивана Ивановича Булыгина: «1891 году июля (?). Принадлежитъ крестьянину Ивану Ивановичу господину Булыгину. Село Усть-Цильма». Из другой записи следует, что некогда книга принадлежала известному печорскому старообрядческому предпринимателю Ивану Михайловичу Бозову («Купилъ Иванъ Михайл[ович] Бозов» – л. 1 об.). Названы в записях и еще несколько владельцев книги: «Кни[га] … Андрей Спиридоновичъ» (л. 1); «Василѣи Сумарокова книга» (л. 49 об.); «Сия книга Федора Сумарокова» (л. 190 об.).

Возможно, судя по этим фамилиям, не характерным для Нижней Печоры, рукопись пришла на Печору из какого-то другого региона. Некоторые из Булыгиных оставили свои автографы на рукописных книгах без объяснения, были ли они ее владельцами, читателями или просто подержали в руках и хотели этот факт как-то зафиксировать на листах рукописи.

Так, на сборной рукописи первой и третьей четверти XIХ в. (ИРЛИ, УЦ н. 5)26, содержащей апокриф «Макариево видение», уставы о постах, о домашней молитве, месяцеслов и молитвослов, сохранились пометы-автографы представителей рода Булыгиных: «Григорий Булыгин» (л. 66 об., запись карандашом печатными буквами, ниже повторенная скорописью); «Евфим Булыгин» (л. 66 об., запись также сделана карандашом и печатными буквами, а ниже повторена скорописью). В третьем автографе Евфима Булыгина появляется инициал отчества: «Е.И. Булыгинъ» (л. 108, запись карандашом, скорописью, повторена второй раз с росчерком). Учитывая повторенные несколько раз автографы Григория и Евфимия Булыгиных, книга, скорее всего, находилась хотя бы какое-то время в родовой библиотеке Булыгиных. Была она какое-то время в руках и у одного из Ермолиных27, который оставил на ней свою читательскую запись: «Читал Т. Ермолинъ» (запись на л. 66 об., сделана фиолетовым химическим карандашом скорописью).

Побывала рукопись в 1853 г. в руках и у состоятельного устьцилёма А.В. Бозова: «Сию книгу читывалъ крестьянинъ Архипъ Васильевичъ Бозовъ 1853 году» (л. 79 об., запись сделана под текстом в нижней половине листа чернилами, почерк – подражание печатному шрифту). А в начале ХХ в. ее «читалъ много разъ крестьянинъ с. Усть-Цильмы Николай Никитинъ Мяндинъ в лѣто 19[1]7 (?) году» (л. 108 об. – 109). Еще одна рукопись попала в поле зрения кого-то из рода Булыгиных. Это сборник конца XIX в. (ИРЛИ, УЦ 8628), содержащий Сказание о 12 пятницах, Сон Богородицы с послесловием, указывающим на значение этого произведения. На нижней части переплета (на внешней стороне) красными чернилами написан ряд печорских фамилий, среди которых упомянута и фамилия Булыгина. Каково было назначение этой записи, сейчас установить невозможно, но каким-то образом она была связана с одним из Булыгиных. Назовем и тех из представителей рода Булыгиных, которые оказались последними владельцами рукописных и старопечатных книг, перешедших в результате экспедиционной работы ленинградских и сыктывкарских археографов на государственное хранение в Древлехранилище Пушкинского Дома и Научную библиотеку Сыктывкарского университета.

Так, от А.И. Булыгина был приобретен упоминавшийся выше сборник ИРЛИ, УЦ н. 5 с пометами Григория и Евфимия Булыгиных. Еще одна рукопись, содержащая Житие и службу Зосимы и Савватия Соловецких и сейчас хранящаяся в ИРЛИ (УЦ н. 6 29), также была получена от представительницы рода Булыгиных – С.А. Булыгиной в д. Бор. Сохранившиеся на рукописи читательские записи свидетельствуют о том, что она побывала в руках и у представителей других печорских фамилий: «Гавриилъ Григорьевъ Носовъ прочиталъ чудотворения преподобныхъ вси до конца. Въ лето 7412-е (1904) месяца мая 23 день» (число обозначено цифирью). Запись сделана на л. 173 об. под записью известного нерицкого книжника, снабжавшего переписанными им богослужебными рукописями всю округу – А.М. Бажукова: «Андрей Михайловичь Бажуковъ прочиталъ сию книгу до конца» (л. 173 об., полуустав, красные чернила).

В НБ СГУ хранится фрагмент рукописи богослужебного содержания (2 листа), полученный в 1986 г. от жителя с. Усть-Цильма Т.И. Булыгина (УЦ р. 195). Сохранившиеся листы содержат Катавасии Спасу, Иоанну Предтече, Иоанну Богослову30. От Т.И. Булыгина тремя годами ранее, в 1983 г., была получена и печатная кириллическая книга конца XVIII в. «Ефрем Сирин и Авва Дорофей. Поучения» (НБ СГУ, УЦ п. 29)31, побывавшая в руках у представительницы рода Чупровых: «Сею гнигу читала Чупрова Лукерья Васильевна до половины. 1949 года августа 15-го» (л. 169 об. 3-го счета, скоропись).

20 Рукопись в 8-ку, на 79 л., написанная поморским полууставом нескольких почерков; переплет – доски, покрытые тисненой кожей (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания, хранящееся в Древлехранилище ИРЛИ).

21 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 24.

22 Вокуева Т.Д. Булыгины, род Большаковых… С. 78.

23 Рукопись в 8-ку, на 191 листе, написанная полууставом нескольких почерков; переплет – доски, покрытые тисненой кожей, сохранилась одна медная застежка. Корешок реставрирован (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 85–86).

24 См.: Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке / подг. текстов и исслед. А.В. Пигина. СПб., 2003.

25 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 86.

26 Рукопись в 8-ку, на 108 л., написана полууставом и скорописью, переплет – доски, покрытые кожей (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ).

27 О Ермолиных-книжниках см.: Волкова Т.Ф. Ермолины-книжники (к вопросу о создателях и хранителях печорской рукописной традиции) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Междунар. науч. конф. М., 2019. С. 39–52.

28 Рукопись в 8-ку, на 11 л., написана печорским полууставом; переплет из мягкого картона (Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С. 129–130).

29 Рукопись XIХ в. (конец первой трети), в лист, 177 л., полуустав, переплет – доски, покрытые кожей, с одной застежкой. Имеются инициалы, заставки, концовки. Сохранились читательские записи XIХ–ХХ вв. Г.Г. Носова и А.М. Бажукова (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ).

30 Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель. Ч. 1. Рукописные книги. Вып. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989. С. 232.

31 Книга напечатана в Клинцах, в типографии Железникова в 1787 г., сентябрь, форматом в 2-ку, на 523 л., переплет – доски в коже.

Однако вклад представителей того или иного печорского рода в сохранение старообрядческой культуры определяется не только выявленными старинными книгами, которые хранились и читались в этой семье, но и такими людьми, которые способствовали сплочению односельчан-староверов, обучали их церковно-славянскому языку, организовывали и вели службы. К числу таких представительниц рода Булыгиных в ХХ в. с полным основанием можно отнести Наталью Яковлевну Булыгину (в замужестве Носову). Н.Я. Булыгина волею судьбы оказалась представительницей сразу трех печорских родов: Дуркиных32 (по линии родителей своей матери), Булыгиных (по линии отца) и Носовых (по линии мужа)33.

Ее мать Анна Дмитриевна Булыгина с двухлетнего возраста воспитывалась у своего дяди Максима Анфимовича Дуркина, строго придерживавшегося старой веры, получившего домашнее образование. В 1914 г. она вышла замуж за Якова Яковлевича Булыгина. В этом браке и родилась Наталья Яковлевна – мать Т.Д. Вокуевой, которая собрала по документам и воспоминаниям родственников много фактов по истории своей семьи и подробно рассказала о деятельности своей матери Натальи Яковлевны. Татьяна Дмитриевна выросла в доме своей бабушки Анны Дмитриевны, где хранились книги из родовой библиотеки Булыгиных.

Она приводит в своей статье о матери интересные воспоминания о работе ленинградских археографов с Анной Дмитриевной: «Помню, мне было лет десять, приходили к бабушке городские гости-ученые (как позже оказалось, из Ленинградского Пушкинского Дома), беседовали с ней, рассматривали книги, иконы. Анна Дмитриевна часто о том вспоминала: “Не грешна, не отдала родительского наследия. Малышев-то уж очень был обходительным, а другой молодой какой-ле, шибко настырный – кажинной день ходил, все натодель зачепясь, выпрашивал, так я на него в сердчах, прости господи, ластом (деревянная большая ложка, служившая поварешкой. – Т. В.) замахнулась»34.

К сожалению, никакого описания имевшихся в доме Анны Дмитриевны книг не составлено. Сохранилось лишь упоминание о родовом Златоусте, хранившемся в доме М.А. Дуркина, который он «прочитал с доски на доску» 18 апреля 1908 г.35 Наталья Яковлевна с детских лет впитала атмосферу, царившую в доме своей матери и деда. Приверженность к старой вере, уважение к старообрядческой культуре питало ее духовную жизнь, хотя долгое время ей, как и другим старообрядцам Усть-Цилемского края, приходилось скрывать свои истинные взгляды и чувства. В течение семнадцати лет Н.Я. Носова была директором вечерней очно-заочной школы Усть-Цильмы, в которой получали образование многие руководители района. С выходом на пенсию в октябре 1983 г.

Наталья Яковлевна начала объединять старообрядцев Усть-Цилемского района, а затем и возглавила их. В 1990 г. ее усилиями зарегистрирована «Старообрядческая Поморская община» Усть-Цильмы, создана воскресная школа, открыт молитвенный дом. О своей деятельности по укреплению старообрядческой общины Н.Я. Носова регулярно сообщала в газете «Красная Печора»36 и в своих докладах37 . Члены археографической экспедиции Сыктывкарского университета в 1990 г. встречались с Натальей Яковлевной Булыгиной-Носовой. Видели книги в ее доме, но не могли их даже описать: с образованием старообрядческой общины в Усть-Цильме о приобретении рукописей для библиотеки СГУ уже не могло быть и речи.

32 О книжниках из рода Дуркиных см.: Волкова Т.Ф., Вокуева Т.Д. Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258–268.

33 Вокуева Т.Д. «Если не я, то больше некому…» // Староверие на Северо-Востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С. 184–197.

34 Вокуева Т.Д. «Если не я, то больше некому…». С. 186.

35 Там же. С. 185.

36 См., например, публикации Н.Я. Носовой: Старообрядческая община христиан-беспоповцев Поморского согласия Усть-Цилемского района Коми АССР // Красная Печора. 1990. 23 окт.; Деньги на строительство церкви // Красная Печора. 1991. 14 марта; Славно поработали. Субботник на благоустройстве молельного дома // Красная Печора. 1991. 30 мая.

37 Носова Н.Я. Усть-Цилемская старообрядческая община. Годы становления. Взгляд на будущее: доклад на конференции «Усть-Цильма – один из центров древнерусской старообрядческой культуры». Усть-Цильма, 1993.

Из приведенных выше материалов трудно составить представление о размерах и содержании родового книжного собрания устьцилёмов Булыгиных, но даже то, что удалось выявить по записям на рукописях и старопечатных книгах, по воспоминаниям Т.Д. Вокуевой, также принадлежащей к роду Булыгиных, представляется важным, так как эти материалы показывают причастность представителей этого рода к делу сохранения печорской рукописно-книжной традиции.
Источник: Волкова Т.Ф. К реконструкции семейного книжного собрания усть-цилемских крестьян Булыгиных // Исторический курьер. 2023. № 2 (28). С. 117–128. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-10.pdf


Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru

Истории Тайна родословной Крестьянство Традиции Россия Север Старообрядчество