Все новости

Когда погосты превращаются в ... погосты?

Карта погостов Шелонской пятины
КОГДА ПОГОСТЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В… ПОГОСТЫ?

(ПО МАТЕРИАЛАМ СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛИ)

Погосты – один из немногих терминов, относящихся к инфраструктуре средневековой Руси, сохра-
нившихся с эпохи ранних этапов древнерусской государственности вплоть до Новейшего времени. Несомненно, содержание понятия «погост» с течением времени менялось. По источникам XVI–XVII вв.
хорошо известны «поздние» погосты, представлявшие собой церковь с кладбищем, дворами причта и,
как правило, немногочисленными дворами бобылей. В ряде случаев «поздние» погосты являлись центрами церковных приходов. При том что погосты в XVI–XVII вв. не представляли собой сколько-нибудь
крупных поселений, прослеживается их корреляция с центрами территориальных образований.

Ключевую роль в понимании того, что именно погосты в Смоленской земле на начало XVI в. были административными центрами волостей, играет цитата из материалов московско-литовских мирных переговоров 1503 г.: «волостей наших толко погосты оставили, а села и люди наши, и теж бояр наших села, дворы, люди, земли, воды и всякие вгодья поорубали и в них ся поввязали». Система смоленских волостей с центрами-погостами не могла возникнуть в «литовский» период 1404–1514 гг. Об этом говорит упоминание смоленской волости Молохвы в сюжете, связанном с ее передачей Витовтом Мстиславлю и последующим возвращением Смоленску, отраженным в привилее Александра Смоленску 1505 г.

Кроме того, известно стремление литовских великих князей XV в. «не рушить старины», выражавшееся в том числе в недопущении строительства новых православных храмов. Предшествующий период
середины XIII – XIV в. для смоленских земель отмечен рядом кризисных явлений, что делает маловероятным масштабное строительство в этот период сети приходских храмов в сельской местности. Более вероятной датировкой этого феномена представляется период середины XII – первой половины XIII в., являвшийся эпохой максимального расцвета Смоленской земли. О наличии определенной преемственности между административными центрами домонгольского периода и «поздними» погостами свидетельствуют также данные археологии. Очень часто последние имеют отношение либо непосредственно к городищам с древнерусским культурным слоем или к крупным древнерусским селищам, либо обнаружены вблизи от них. В некоторых случаях известные по источникам позднесредневековые приходские и волостные центры (например, Каспля) соответствуют пунктам, упомянутым в Уставной грамоте Ростислава Мстиславича.

Погосты домонгольской Руси, несомненно, отличались по своему облику от «поздних» погостов XV–XVIII вв. Ряд исторических погостов, известных по средневековым письменным источникам, в первую очередь в Новгородской и Псковской землях, был исследован археологически. В большинстве своем они представляли собой небольшие городища (часто городища раннего железного века, вторично использованные в древнерусское время) с прилегающими относительно крупными селищами. Таким
образом, соответственно, встает вопрос: когда же и в связи с чем происходит переход от погостоврепостиц с прилегающими обширными поселениями к погостам-храмам с кладбищами и немногочисленными жилыми дворами?

В качестве рабочей гипотезы может быть высказано предположение о связи данной трансформации с более глубокой христианизацией древнерусского сельского населения и отказом от практики
курганных погребений. Так, в двух документах первой трети XVI в., связанных с борьбой с языческими
практиками среди, очевидно, прибалтийско-финского населения в Водской пятине Новгородской земли, в качестве правильного способа погребения для христианина называется именно погребение при
храме на погосте, чему противопоставляется обычай погребения в курганах в своих деревнях. Применительно к Смоленской земле можно отметить, что наиболее поздние курганы здесь относятся к XIII в.

С учетом изложенных выше соображений представляется логичной датировка формирования зафиксированной позднейшими источниками приходской структуры в сельской местности именно этим
столетием. Вместе с тем данные археологии в настоящий момент не позволяют надежно определить хронологию этого перехода. Христианские кладбища при храмах эпохи позднего Средневековья и Нового времени на древнерусских городищах, как уже отмечалось, весьма нередки, в то же время на таких памятниках редко удается определить датировку существования укреплений или, скажем, начала
использования их в качестве некрополя.

Примерами могут служить, в частности, входящее в состав Гнездовского археологического комплекса Ольшанское городище и городище у с. Волочек-Нахимовский Холм-Жирковского района Смоленской области. На первом, где впоследствии существовал храм Николы Ольшинского, упомянутый в документах эпохи обороны Смоленска, наиболее ранним свидетельством начала «кладбищенского» этапа на данный момент является радиоуглеродная дата из погребения, соответствующая XV в. На городище Волочек-Нахимовский ранней датирующей находкой служит серьга в виде вопросительного знака с бусиной, обнаруженная in situ в одном из погребений.

По определению д.и.н. Н. В. Жилиной, такие серьги имеют широкую датировку в пределах второй половины XIII – XVI в. Таким образом, на сегодняшний день археологически зафиксированной ранней
датой погостов «позднего» облика оказывается XV в., что, по историческим данным, определенно относится к эпохе уверенного бытования «поздних» погостов. Дальнейшее изучение данного вопроса,
несомненно, требует новых исследований и более широкого привлечения и глубокого анализа археологического материала.

Источник: "Материалы XII Международной конференции" В. С. Курмановский (ИА РАН).






Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru


Работаем с 2008 года!

Исчезнувшие населённые пункты Россия Разное