Все новости

И споведные росписи как источник церковного демографического учета

Исповедные росписи как источник церковного демографического учета
Исповедные росписи - форма демографического учета РПЦ, полное их название «Ведомости о людях православного исповедания, бывших и небывших у исповеди и святого причастия по …епархии за ... год», сокращенно назывались исповедным экстрактом или ведомостью. Они были введены новгородским митрополитом Корнелием в 1690 г., который заставил подчиненных ему приходских священников составлять «сказки и именные исповедные росписи о прихожанах, бывших и небывших у исповеди и святого причастия в Великий пост».1 Эта мера имела целью выявление раскольников, поэтому позже она была поддержана последним патриархом Адрианом и Петром I.

С 1702 церковный учет был введен законодательно, но лишь с 20-х гг. XVIII в. синодские указы категорично предписали священникам вести клировые ведомости, исповедные росписи, метрические книги. Ведение исповедных росписей стало обязательным для всего белого духовенства, они выполняли полицейскую функцию - проверку политической лояльности и фискальную - старообрядцы платили двойной налог, а неисповедовавшиеся - штраф. Исповедный учет православного населения во всей России был налажен к концу 1730-х гг., в эти же годы сложился формуляр ведомостей, включающий 71 пункт. Священники протестовали и саботировали исполнение указа, поскольку его исполнение было равносильно проведению ежегодной переписи православного населения силами только приходского духовенства.2 Сбор шел очень плохо, только один раз в 1737 г. удалось собрать исповедные росписи по всем 25 епархиям.

Регулярный сбор исповедных росписей удалось наладить только в 40-50-е гг. XVIII в. Сводные данные от священников поступали в духовные правления, затем сводные ведомости - в епархии, оттуда - в Синод.
Исповедные ведомости, в отличие от документов ревизского учета, содержали полные сведения обо всех прихожанах «от престарелых до сущего младенца», в том числе неподатных слоях, женщинах и новокрещеных, по чинам и дворам и с указанием возраста (без регулярной армии). Кроме того, важным достоинством этой группы источников было то, что в ведомостях за разные годы и разных территорий Российского государства регистрировались одни и те же категории населения в неизменных границах. По форме они представляют собой именные списки прихожан по населенным пунктам и по сословиям, с указанием пола, возраста, дней причастий и исповеди. В конце исповедных росписей представлена сводная таблица: общее количество дворов, душ мужского и женского пола, отдельной строкой указаны представители иных конфессий. В 1737-1842 гг. в исповедных росписях вели учет населения по 5 группам, в 1843-1861 гг. - по шести, начиная с 1861 г. - по пяти.

С точки зрения классификации, исповедные росписи, клировые ведомости, метрические книги являются переходными от делопроизводственных к статистическим источниками. По структуре информации, содержанию, форме и методам обработки данных, их можно отнести к массовым. Класс массовых источников был выделен в 1979 г. Б. Г. Литваком3 и И. Д. Ковальченко.4 Для данного вида источников характерны следующие признаки: ординарность обстоятельств происхождения; однородность, аналогичность или повторяемость содержания; однотипность форм, тяготеющая к стандартизации; наличие законодательно установленного, а также сложившегося или складывающегося формуляра.3 Более широкое толкование массовых источников принадлежит Ковальченко И. Д.: «содержат массовые данные (первичные или сводные) о различного рода общественных системах с присущими им структурами и функциями». Выделение массовых источников как отдельного вида письменных источников позволяет не только объединить акты, делопроизводственную документацию, статистику в единый комплекс, но и применить общие принципы и методы сбора, обработки и анализа сведений массовых источников.

Исповедные росписи населения Хакасско-Минусинского края сохранились только с 1748 г., они хранятся в Государственном архиве Красноярского краям в фондах Красноярской духовной консистории Ачинского и Красноярского духовных правлений 205, 658, 592, 673, 674, 735, 760, 764, 812, 813, 824, 819, 868, 872, 873, 875, 876, 878, 877.

Исповедных экстрактов, то есть сводных ведомостей по епархии (до 1768 г. митрополии), к сожалению, обнаружить не удалось. Причин несколько, во-первых, приходы Хакасско-Минусинского края в течение XVIII-XIX вв. неоднократно меняла административно-ведомственную принадлежность: до 1823 г. края входили в состав Тобольской епархии, в 1823-1834 гг. - Иркутской, в 1834-1861 гг. - Томской, с 1861 г. - и Енисейской. В связи с чем вся делопроизводственная документация до 1823 г. - в Государственном управлении Тюменской области государственном архиве в г. Тобольске (ГУТО ГА); с 1823 г. по 1834 г. - в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО); с 1834 г. по 1861 г. в Государственном архиве Томской области (ГАТО); с 1861 г. - в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК). Промежуточное звено находилось в Красноярске - заказ, позже духовное правление и духовная констистория, первичные исповедные росписи отложились ГАКК. Сводные ведомости составлялись в двух экземплярах, но в региональных архивах обнаружить их не удалось.

Во-вторых, сводные исповедные росписи и исповедные экстракты до 1808 г. уничтожались в Синоде. Но и за более поздний период они отсутствуют в Российском государственном архиве (далее РГИА), и в целом, история христианизации хакасовпредставлена очень незначительно, большая часть источников собрана в фондах 796 (Канцелярия Синода), 797 (Канцелярия Святейшего Синода), а также в 1287, 1314, 1264, 383, 1265, 433.

Исповедные росписи позволяют путем простого подсчета определить количество крестившихся и число ревностных православных, высчитать долю и процентное соотношение крещеных хакасов и общего населения и т. д. Но данный источник весьма специфичен: во-первых, анализ исповедных росписей показывает, что число новокрещеных явно завышено за счет двойного, в ряде случаев - тройного учета. Например, приход Ужурской церкви состоял из ясачных общей численностью 1809 чел. Они кочевали в значительном отдалении от церкви и поэтому иногда записывались в другие приходы. Как они объясняли сами, «ездили на промыслы в дальние расстояния», неудобно в Ужурском и Боготольском приходах».5 В исповедных росписях за 1788 г. род князца Соломачева числился в двух приходах: Ужурском и Подсосенском. В 1800 г. указом Тобольской духовной консистории три ясачные волости: Шуйская, Камгарлинская, Курчиковая - были официально причислены к Ужурскому приходу. Когда священник Обрядин был переведен в Кийский приход, они перешли вслед за ним. В течение нескольких лет, до указа консистории от 18 мая 1806 г., ясачные указанных волостей числились в исповедных росписях и Ужурского, и Кийского приходов.

Мы обратились к данным исповедных росписей и выяснили, что в отчетной документации первичного звена допущен ряд искажений измерений. Во-первых, произведены неверные математические подсчеты от 1-2 единиц измерений до 1000. Во-вторых, неточно заполнены итоговые таблицы. В Подсосенском приходе поселенцы не выделены отдельной группой в итоговых таблицах исповедных росписей, отмечены только в именных списках. В Шарыповском приходе новокрещеные указаны вместе с оседлыми крестьянами и отмечены только в именных списках. И таких примеров достаточно. Кроме того, ценнейшие сведения, собранные приходскими священниками, были испорчены в процессе составления сводных ведомостей. В то же время в Ужурском приходе в исповедных росписях указаны только оседлые ясачные - 59 человек, а кочующие новокрещеные - 4351 человек - указаны в списках новокрещеных Томской духовной консистории. Отметим, что до 1861 г. приходы Хакасско-Минусинского края входили в состав Томской духовной консистории, поэтому мы сравнивали показатели первичной отчетной документации и сводные ведомости в Томской духовной консистории.

В 80-х гг. XX в. демографические источники церковного учета стали активно использоваться в исторических исследованиях. Их репрезентативность на основе сравнительного анализа данных исповедных росписей и фискального учета практически одновременно доказали Б. Н. Миронов6 на общероссийском материале и красноярский историк Г. Ф. Быконя на сибирском.7
Особенности исповедных росписей как исторического источника заключаются в следующем:

1. Исповедные росписи приходских церквей являются наиболее информативным первичных источников для изучения социальной истории.

2. Сводные (на уровне консисторий, губерний, Российской импе-рии) исповедные росписи содержат информацию для макроисследований, а первичные (приходские) - для микроисследований. Последние позволяют выявить недостатки и достоинства первичной документации о демографических процессах.

3. Расхождения между данными официальной и церковной статистики учета объясняется не неточностью церковного учета, а фиксацией неидентичного населения - постоянного и наличного.

Примечания:

1.Миронов, Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие [Текст] / Б.Н. Миронов. - Л. : Наука, 1990. - 272 с.
2.Миронов Б.Н. Исповедный и метрический учет в имперской России // Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник: сб. ст. [Текст] / под ред. В.Н. Владимирова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 264 с.
3.Литвак, Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации: XIX - начало XX вв. [Текст] / Б.Г. Литвак. - М. : Наука, 1979. - 294 с. 4-7 с.
4.Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма [Текст] / под ред. И.Д. Ковальченко. - М., 1979. - 415 с.
5.Государственный архив Красноярского края. Ф. 592. Оп. 1. Д. 119. Л. 40.
6.Кабузан, В.М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав [Текст] / В.М. Кабузан. - М. : Наука, 1990. - 214 с.
7.Быконя, Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в ХVIII в. [Текст] / Г.Ф. Быконя. - Новосибирск : Наука, 1981. - 248 с.
В. Н. Асочакова. Заведующий кафедрой истории России Института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова, д-р ист. наук, доцент.
Источник: Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции “Архивные документы в системе объективного научного знания об истории Сибири”, приуроченной к 85-летию со дня образования Архивной службы Республики Хакасия. - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2012 г.

ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!


Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru


Духовенство Архивы Архивные документы