Корзухин Алексей Иванович "Бабушкин праздник" 1893 год.
Дело было вечером, делать было нечего.
Неспокойная обстановка и безумие, охватившие все уровни нашего социального бытия после объявления "угрозы" вирусной болезни, приостановили работу федеральных и региональных архивов, и как следствие, притормозили исследования по заявкам наших заказчиков.
Странное это слово - "самоизоляция"...
Но сейчас не об этом.
Свободного времени стало чуть больше, радиусов и векторов приложения своих жизненных и творческих сил меньше.
Самая пора заняться тем, до чего не добирались руки - собственным генеалогическим древом и семейным архивом.
Уже несколько лет ожидают оцифровки фотографии, фамильных альбомы, ассорти документов. Необходимо разобрать огромный ворох, подписать на обороте для будущих поколений информацию (кто, где, когда), отсканировать, разложить по папочкам...
Очень интересно повторно, не спеша пересмотреть "светописные картинки". На одних смотрят ласковые и дорогие тебе лица, на других радостная беззаботная детвора машет ручонками и передаёт привет из "прекрасного далёка", на третьих незнакомые люди глядят с надеждой что и на их изображениях появится пометка, раскрывающая тайну запечатлённого мгновения.
Разбирая очередной архивный короб с документами, обнаруживаются несколько детских рисунков, совершенно не выцветших и отлично сохранившихся за почти сорокалетний период (в СССР делали хорошие краски и акварельные мелки для детей).
Большая стопка документов, которые не должны были сохраниться, а давно превратиться в тлен, сгореть в огне. Родители не задумывались о необходимости сохранять то, что на их взгляд было обычной макулатурой, но могло быть интересно их детям и потомкам. Так безвозвратно потеряны сотни поздравительных писем и открыток, которые ещё в детстве перебирались, рассматривались чудесные рисунки советских художников Э.В. Стрелковой, Е.Н. Гундобина, В.И. Зарубина. С удовольствием и трепетом перечитать бы их сегодня...
Скорее всего, я уже в раннем возрасте подсознательно понимал, что эта "бумажная память" будет интересна мне и станет для меня больше чем просто увлечением. Ещё в детстве мне было чрезвычайно больно выбросить в мусор телеграмму от отца, который был далеко, а семья ждала его скорейшего возвращения. А как не оставить на память толстую тетрадь в 48 листов, с уложенным в неё гербарием из десятков засушенных листочков и травинок, страницы которой были исписаны каллиграфическим почерком матери во времена учёбы в вечерней школе. Многократно я читал её и открывал для себя внутренний мир родного человека. Сочинения по литературным произведениям и на свободные темы, написанные рукой мамы были для меня образцом для создания собственных школьных "шедевров".
Особое удовольствие - это листать рисунки своих детей, которые к сожалению также превращаются в историю, но если их сохранить сейчас, то через 40 лет будет не три листочка, а несколько увесистых папок. Это ценнейший материал и память, которые нужны не только родителям, повзрослевшим детям, но и внукам. Рисунок может многое рассказать о человеке, этапах взросления и становления личности, внутреннем мире и характере, переживаниях и мечтах. Храните детские рисунки (и не только детские, и не только рисунки), это огромный кладезь информации для ваших потомков! Через них они смогут прикоснуться к тому, что видели, чувствовали люди, с любовью водившие карандашом и кистью по белизне тогдашних, но уже пожелтевших ныне листов. А без любви человек не рисует, не творит...
Все "шедевры" и "шедеврики" также нужно перевести в цифровой формат и упорядочить. Это увлекательный процесс для всей семьи. Один сканирует, другой подписывает, третий раскладывает... Смеёмся и вспоминаем все вместе...
Отдельной группой "воспоминаний" и частью семейного архива (музея) являются предметы, имеющие историческую и фамильную ценность. Это особенный элемент формирования и передачи внутрисемейного наследия, отражающего этапы развития рода во времени, его "багаж" в прямом и переносном смысле. Семейные реликвии поддерживают связь между ушедшими и ныне живущими поколениями, объединяют их.
Родовая икона, старообрядческая ладанка, принадлежащая далёкому шесть раз -прадеду, любимая чашка бабушки, и многое другое - это вещи, имеющие сакральное значение для семьи. Они важны в воспитании, познании истории своего рода и государства молодыми поколениями и имеют своё определённое место в цепочке внутренних ценностей семьи.
А некоторые из этих предметов физически занимают много места (старинный прадедушкин шкаф, сделанный им сами и являющийся частью похожих интерьерных штуковин, его же исполнения, осевших в домах ближайших деревень), но до сих пор выполняют свою "предметную" обязанность. Они - старинные и мудрые несут в себе вещицы новые, нужные и не очень.