Старая торговая лавка. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский
Принимая во внимание исторические обстоятельства проживания крестьян на территории Тамбовской губернии, соседство с Пензенской, Саратовской губерниями, наличие помещичьих вотчин и перемещение крестьян на жительство из центральных районов Российского государства, фамилии Гавриловки, Васильевки, Ивановки приобрели устойчивое географическое распространение. Именно поэтому анализ фамилий жителей Васильевка интересен с исторической точки зрения и позволяет «увидеть» их прошлое, процесс «обрусения» разных по происхождению групп крестьян.
Сам факт наличия фамилий у крестьян свидетельствует о раннем их появлении.
Так, традиционных христианских фамилий меньше, нежели прозвищных , единичные имеют «украинское» происхождение. Следовательно, носители «прозвищных» фамилий имеют происхождение более «старинное».
На момент переселения у «васильевских» крестьян было 63-и фамилии: Антропов (от искаженного имени Евтроп, с заменой Е на А, добавлением «н»), Ахватов (прозв., возможно, в значении «упрямый»), Белугин, Блинов (старорусск., от некрестильного имени Блин, в значении оберега от бедности и голода, упомин. в 1605 г. Кромский казак Федька Блинов воеводы кн. Никиты Романовича Трубецкого), Плужников (упом. в 1589 г. по Тульскому наместничеству, в 1848 одна семья из с.Васильевки перешла в д.Покровку), Ведениктов (искаж., от лат.имени «Benedictus»; вероятно, фамилия дана по принадлежности помещику Венедиктову в связи с переселением), Вонявкин (прозв.), Горин (умен.форма имени Герасим - Горя, с суффиксом - ин), Греков (упом. в 1624 г. в г.Мценск), Данилов (патроним., от библ.имени «Даниил»), Ежо(е)в (в значении «неудобный, колючий человек»), Жмурин (прозв., от ругательного «жмура», здесь – ребенок «гулящей женщины»), Загуменников (от «гумно», здесь – ленивый человек),
Зимин, Исаев (от канон. имени Исайя), Карташов (прозв.), Клемин, Колбунцов,
Колпаков (от народного прозвища «колпак» - простак, недалекий человек), Комов,
Копылов (прозв., укр., болгарск. «копылок», «копеле» - сапожная колодка, незаконнорожденный, здесь – неродной сын; вероятно, «географическая» фамилия, т.к. в Писцовых книгах Лебедянского уезда в 1625 г. упоминатся деревня Копыле на реке с тем же названием, откуда впоследствии они могли быть переселены), Копырулин,
Королев (слово «король» производное от “Carlus”, здесь - как лучший в своем деле), Малафеев, Кузнецов (по ремеслу), Кулан(ш)ин, Кучурин (прозв., в значении «кудрявый»), Лапин, Лин(ь)ков (украин., от старорусск. имени Калина, уменьш.форма - Линко), Медведев (от древнерусского имени Медведь), Меринов (прозв.), Минаев (от народного имени «Минай», «Мина», от слова «минеи»- церковные книги с текстами богослужений), Морозов (прозв., фамилия известна с 1577 г.), Мутасов (тюрск., из крещ.татар, в 1849 г. перешли в казаки), Небольсин (прозв. «Небольша» т.е. младший, упоминается как служилый человек в писцовых книгах первой половины 17 в. в округе земельТархан и Канобеево боярина Льва Нарышкина), Недолжин, Нестеров (от библ. имени Нестор), Носаев, Овчинников (по деятельности, делал овчины), Першин (украин., в значении «первый сын»), Платонов, По(д)кидышев (прозв., в 1849 г. перешли в казаки, вероятно далекий предок был записан как «подкидыш»), Подкопаев (прозв.),
Полухин (прозв., видимо от «полушка» или как внешний дефект «пол-уха»), Попов (от старорусского нецерковного имени Поп, в значении «отцов сын»), Корабельников («рекрутская» фамилия, вероятно «сухопутный» предок служил на флоте), Проваторов (прозв.), Пятов (прозв., в значении «пятый сын», упоминается в 1629 г. крещенный мордвин «Арзамаского уезда д.Кельдюшева Чалетка Пятов», семья в 1849 г. зачислена в казаки и выселилась из Васильевки), Разборов (прозв., здесь - придирчивый, или по занятию на мельнице), Рыбин (прозв., «молчаливый человек»), Самойлов (от библ. имени Самуил), Сапелкин (от слова «сапа», здесь - тихий, незаметный человек),
Селезнев (происхождение неясно), Семикин (в значении «седьмой ребенок»),
Синегубов (прозв., от «синия губа»), Скопинцов (часть семьи в 1849 г. перешла в казаки), Соколов (прозв., «удачливый, меткий охотник», «соколом» называли молодого красивого парня), Спицын (прозв., в значении «высокий, худой» или по занятию, месту жительства,фамилия известна с 17 в.), Степанов (от имени «Стефан»), Толкачев (прозв., упоминается в 1630 г.), Черяпин (прозв., искаженное, здесь – «лысый человек»),
Шаврин (прозв., искаж., донск., тульск. говор - «шаверь, шаверень» - мелочь, дрянь; новгор. «шавань» - сброд, обманщик; одна семья в 1849 году зачислена в казаки и выселилась), Шпынев (др.русск. «шнынь» - балагур, шут, насмешник), Шипинев (прозв., север. говор, «шип» - заноза), Шувалов.
Прозвища «Подкопай» и «Провотор» старинные, некрестильные имена, сохранились после христианизации Руси. Известна челобитная Провотора Подкопаева, определенного на службу в г.Оскол, датируемая 1621 г.: «Бил челом Оскольского городу жилой казак Провоторка Подкапаев Перфильева приказа Дворянинова, а в челобитной писал: «прислано на Осколе после Литовского разорения….» (Акты Московского государства 1571-1634 г.г., т.1 М., 1890 г., запись №136, стр.163).
Состав фамилий крестьян с.Васильевка практически не менялся до конца 19 века.
Из храма – в склад
С момента поселения до начала строительства церкви жители деревни Васильевка с «религиозными требами» обращались в церковь с.Булановка.
По своему «почину» крестьяне ходили в церкви Оренбурга за 60 верст.
В 1846 году стараниями крестьян в д.Васильевка началось строительство церковного здания, деревня стала именоваться «сельцо». Церковь и колокольня строились из дерева на средства жителей, каменное здание выстроено не было, крестьяне не имели на то достаточного капитала. Однопрестольная церковь во имя Покрова прсвт.Богородицы освящена в 1846 году. Службы проводились с первых дней существования церкви. В том же году в сельцо Васильевка определен 22-летний священник Алексей Парминов(ич) Добровидов, сын дьякона с.Спасского Оренбургского уезда, с окладом «на весь причт 150 рублей серебром в год». Через 2 года священнику и дьячку приходскими жителями выстроены деревянные дома без надворных построек.
К 1871 году здание Покровской церкви обветшало и обновлено на средства местных жителей. Церковные службы в Васильевке, как деятельность священников, прекратились в 1932 г. По воспоминаниям жителей, последний иерей В.П. Утехин закрыл двери церкви, перекрестился и уехал из села с семьей. Здание церкви запустело, колокола были сняты, с 1935 года в храме хранили зерно.