К началу ХХ века изменилась форма метрических книг. Теперь они стали «просторнее», печатались на хорошей бумаге с государственным гербом, хотя принцип их составления, по сути, остался почти таким же, каким был в XVIII в.
Таковы сведения, которые можно почерпнуть из метрических книг для исследований по истории храмов. Разумеется, выбранное нами направление исследований является лишь одним из многих и притом не самым популярным среди тех, кто изучает метрические книги. Очевидно, что самыми активными пользователями метрических книг можно назвать исследователей, предметом для которых являются генеалогические изыскания. В настоящем очерке мы сознательно не касаемся вопросов генеалогии, так как это тема отдельная, имеющая в своем арсенале собственные методики и инструменты. Что же касается работы с метрическими книгами по теме церковного краеведения, то в целом схема, которую можно предложить исследователю, выглядит следующим образом.
После того как у исследователя накопился определенный объем материалов, следует мысленно или на бумаге расположить их в хронологическом порядке и обратить внимание на количество документов, относящихся к тому или иному периоду. Составить, говоря математическим языком, некую гистограмму, которая покажет, какие временные промежутки описываются относительно большим числом документов, а какие – относительно меньшим. Нас интересуют последние.
Далее заказываем в архиве метрические книги этих периодов с интервалом в 3–5 лет. При необходимости – с меньшим интервалом. Такой поиск, во-первых, даст нам пропущенные имена священно- и церковнослужителей, а во-вторых, скорее всего, укажет новые направления исследования.
Кроме того, основанием для целенаправленного обращения к метрической книге являются любые события в жизни прихода, оставляющие у исследователя ощущение «недосказанности». Возможно, ответ кроется именно здесь.
Мы неоднократно отмечали важность установления имен священно- и церковнослужителей храма, история которого является предметом исследования. У читателя может возникнуть вопрос: а почему автор придает этому такое значение? Причин здесь две. Прежде всего, выявление наиболее полного списка лиц, служивших в данном храме, свидетельствует о качестве проведенной исследовательской работы. Больше имен – больше событий – история становится полнее. Но есть еще вторая, куда более существенная причина, заключающаяся в том, что, формируя такой список, мы составляем синодик храма, то есть перечень лиц, за которых можно и до́лжно молиться.
Порядок, при котором в каждом храме возносились молитвы о тех, кто здесь когда-либо служил, существовал на Руси издревле, и свои синодики имелись в любом приходе. Однако в период государственного богоборчества, продолжавшийся семь десятилетий, эта благочестивая традиция была насильственно прервана. Когда на рубеже 1980–1990-х гг. поруганные храмы стали массово возвращать Церкви, далеко не во всех вновь создаваемых религиозных общинах сохранялась память о тех, кто служил в их храме до революции. Трудно говорить о каких-то цифрах, но, думаю, что не ошибусь, если скажу, что лишь в одном из десяти восстанавливаемых приходов такие сведения имелись. Молитвенная жизнь, таким образом, возрождалась фактически на пустом месте, и имена тех, чьими преемниками становились христиане конца ХХ в., были им по большей части неизвестны. А между тем, все они нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Как и мы, кстати, будем нуждаться, когда отойдем ко Господу. Поэтому возвращение их имен и составление храмового синодика является не просто прикладной исследовательской задачей, а жизненно необходимой миссией.
Именно с этих позиций следует относиться к интересной, но, в общем, рутинной архивной работе. Тогда она приобретет дополнительный и, возможно, главный смысл.
Продолжая тему необходимости выявления имен священно- и церковнослужителей, отметим еще один тип документов, где эту информацию можно почерпнуть. Речь пойдет о так называемых ревизских сказках. Прежде всего, как обычно, краткий экскурс в историю понятия. Словосочетание «ревизские сказки», несомненно, известно читателю главным образом по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Для того чтобы понять, какие именно сведения содержатся в ревизских сказках, следует кратко пояснить, что они собой представляли. Уже из названия становится ясно, что эти документы являлись отражением результатов проведения неких ревизий, и это действительно так. В Российской империи периодически организовывались переписи сначала податного, а позже и просто населения, называвшиеся ревизиями.
Всего таких ревизий на протяжении XVIII в. и первой половины XIX в. было проведено десять. Первая была организована в 1718 г., последняя – в 1856 г. Промежутки между ревизиями не были постоянными и варьировались от 4 до 25 лет, иногда в эти промежутки сказки уточнялись. Важной особенностью ревизских сказок было то, что человек (ревизская душа), отмеченный в одной ревизии, считался живым до следующей. Это, собственно, и стало полем для мошенничества Чичикова, героя упомянутой поэмы, который скупал «мертвые души», числящиеся живыми до следующей ревизии. Помните его вопрос к каждому из помещиков, давно ли тот подавал сведения для ревизии? И если сказка не составлялась в течение длительного промежутка времени, то число умерших крестьян было значительным, и их-то мошенник и предлагал купить.