А разве нет хороших и доступных книг по истории Калуги?
К сожалению, в отличие от многих других областных центров, у Калуги до сих пор нет академической истории города с древнейших времен до новейшего времени. Не составлен и не опубликован полный свод летописных и других письменных свидетельств о Калуге с XIV по конец XVIII века, не изданы многие писцовые книги Калуги и Калужского уезда, хранящиеся в архивах (главным образом — в РГАДА). Нет и хороших научно-популярных изданий, например, для калужских школьников. А образовавшийся вакуум заполняется псевдоисторической литературой о мифах, легендах и даже мистических тайнах старой Калуги, с вольной трактовкой исторических фактов, откровенными выдумками и фантазиями, отсутствием ссылок на источники.
Поэтому я в первую очередь стремился познакомить читателей-калужан с подлинной документальной историей родного города. Очень обидно, что об интереснейших событиях истории Калуги времен Смутного времени, повлиявших на ход всей русской истории, калужане до сих пор знают очень мало.
Насколько я помню, в Калуге был убит Лжедмитрий II?
Да, это случилось 11 декабря 1610 года в калужском бору за речкой Яченкой. А перед этим он «процарствовал» в Калуге почти год. В январе 1610 года калужане встретили Тушинского вора хлебом-солью, «повели его с собой в калужский острог, в палаты воеводы Скотницкого, подарили ему одежду, лошадей и сани, позаботились о его кухне и погребе». После убийства калужане похоронили Лжедмитрия с почестями в соборной Троицкой церкви, стоявшей внутри крепости. В 1808 году при разборке старого здания Троицкого собора надгробная плита Лжедмитрия была обнаружена, ее видели старожилы. Жена самозванца, Марина Мнишек, родила сына Ивашку, которого калужские люди «крестиша честно» и назвали царевичем. А перед этим, в 1607 году, калужане под предводительством Ивана Болотникова не только выдержали шестимесячную осаду города царскими войсками, но и одержали у его стен блестящую победу. Обо всем этом сохранились подробные летописные свидетельства и записки очевидцев, например, немца Конрада Буссова. В своей книге я старался не пересказывать источники, а цитировать довольно большие отрывки из них, чтобы позволить читателю увидеть исторические события глазами современников.
Кстати, об источниках. Ваша книга поражает обилием подстрочных библиографических ссылок и комментариев, а обзору источников посвящена особая глава, что является редкостью для краеведческих изданий.
К сожалению, отсутствие ссылок на источники (опубликованные издания, архивные документы либо частные беседы) является существенным упущением многих краеведов. Это сильно обесценивает краеведческие труды, а в профессиональной среде историков и архивистов слово «краевед» стало почти ругательным. Ссылки в краеведческих работах необходимы по двум причинам. Во-первых, ссылка указывает, что приведенная информация — это не выдумка автора, а достоверный факт. Исследователь не должен заставлять читателя верить ему на слово. Во-вторых, ссылка позволяет другому исследователю, выбравшему смежную или более узкую тему, изучить документ, на который ссылается краевед, и, возможно, по-новому его осмыслить, посмотреть на него под другим углом зрения. Именно поэтому я решил снабдить текст исчерпывающими ссылками на все использованные источники, в соответствии с правилами оформления строгих научных исследований. Серьезный научно-справочный аппарат книги позволяет использовать ее в качестве надежного руководства для составления аналогичных летописей других калужских церквей.
В своей работе Вы опирались не только на ранее опубликованные источники, но и архивные документы. Удалось ли с их помощью сделать какие-либо открытия?
Безусловно. Хотя, признаться, изначально я не ставил перед собой такой задачи. По текстам писцовых описаний Калуги впервые удалось составить перечень калужских церквей по состоянию на конец XVI века, а также по состоянию на 1625, 1626, 1677, 1669, 1685 и 1715 годы. Источником послужили список со Строельной книги Калужского посада 1590-х годов, дозорная книга Ф. П. Малыгина 1624/25 года, писцовая книга В. Г. Плещеева 1625/26 года, переписная книга И. А. Михнева 1677 года, писцовая книга И. Л. Полуехтова 1685 года, ландратская книга 1715 года (последние три источника — это неопубликованные архивные документы).
К слову, еще совсем недавно познания калужских краеведов о церквях города в XVII столетии ограничивались сведениями только из двух вышеупомянутых писцовых книг (В. Г. Плещеева и И. Л. Полуехтова), причем источником служили не сами писцовые книги, а краеведческие работы, опубликованные до 1917 года.