Флешмоб Je suis Charlie как массовая онлайн-реакция на расстрел редакции французской газеты Charlie Hebdo — это пример мемориализации в Facebook.
Для того чтобы дать возможность пользователям получить такой опыт, веб-дизайнеры разрабатывают специальные инструменты. Танатосенситивность предлагает управление пользовательскими данными без участия юристов. Такой дизайн предполагает создание мемориальных ресурсов, на которых рассказывается история покойного — и эту историю может сконструировать сам человек. Этот подход позволяет преодолеть социальное забвение — ту смерть, которую можно назвать цифровой, поскольку человек умирает для сети тогда, когда перестает быть видимым для остальных пользователей.
Человек не в силах победить физическую смерть, но танатосенситивный дизайн создает имитацию социальной активности человека после его смерти. Для этого может пригодиться уже привычный инструмент маркетологов и PR-специалистов — отложенный постинг. С помощью интерфейса соцсетей и других сервисов пользователь может запланировать работу своих профилей на годы вперед, и сообщения будут выходить и после смерти владельца аккаунта.
Если ранее, в аналоговую эпоху только богатые и знаменитые люди могли позволить себе тщательно документировать свою жизнь, то сегодня это может сделать любой пользователь. Каждую минуту люди вводят более 3,8 миллионов поисковых запросов, отправляют более 188 миллионов электронных писем. После своей смерти каждый пользователь оставляет информационные «трупы», которые состоят из электронных писем, личных переписок, профилей в соцсетях, поисковых запросов и покупательского поведения.
Мертвые аккаунты
В социальных сетях зарегистрированы миллиарды пользователей — и проблема цифровой смерти касается в первую очередь их аккаунтов. В 2000-х годах на фоне роста популярности соцсетей возникали инциденты с профилями, которые оказывались недоступными родственникам пользователей. Тогда платформы стал принимать свои правила в отношении аккаунтов умерших.