Ольга признает: то, на что люди тратят годы в архивах, ей удалось найти почти без труда. «Серфила» как-то в Интернете и наткнулась на информацию про село Андреево. И прямо в сетевой библиотеке о нем написано, что была-де в селе фабрика Демидовых. Стала уже предметно изучать — нашла книгу по краеведенью «Земля павловопосадская», где история фабрики была описана. И довольно много сведений о ее владельцах. Ей только никак не удавалось найти имя последнего владельца фабрики. Пришлось даже сходить на кладбище, чтобы установить точно отчество почившего в 1952 году дедушки — Максимович. И после уж само собой вывелось, что последними владельцами фабрики были братья Максим Максимович и Яков Максимович Демидовы. Максим — Олин прадедушка.
— Ну вот, а в книге еще сказано, что двухэтажное кирпичное здание фабрики Демидовых сохранилось, как и дом в селе Андреево. Примечательный как своими размерами, так и красивыми резными наличниками. В общем, собрались мы всей семьей и выдвинулись в землю павловопосадскую…
Ольга говорит, что семейной историей заинтересовались решительно все. Муж Петр поддерживал-подбадривал, хоть, как истинный рокер, подкалывал жену-«капиталистку». Дочь Лиза, в то время подросток, реагировала сдержанно, но охотно приняла участие в путешествии. В Андрееве задавала много вопросов местному жителю про Демидовых — есть ли дети, остались ли потомки? «Наверное, хотела найти новых родственников, чтобы подружиться», — считает Ольга. Двухлетний Арсений в принципе был за любой кипеш.
Но больше всего проникся экспедицией средний ребенок Демидовых-Терешковых, 7-летний Гриша. Ради него Ольга подняла подушевые перечни работников и узнала подробности того, чем же занималась фабрика Демидовых. Оказывается, там расплетали скрученную двойную нить от шелкопряда в одну нитку, готовя сырье для ткацкого производства и вышивки. И потом сбывали шелк на большие ткацкие предприятия Морозовых и других купцов в Павловском Посаде.
— Рассказываю детям: в этой деревне сохранился корпус фабрики, — вспоминает Ольга. — В 1936 году фабрику Демидовых национализировали, во время войны она выпускала металлическую сетку. Собственно, на этом хотела остановиться. А Гришка прямо так подробно обо всем расспрашивал: а какая фабрика? а что там делали? а кто работал там, а как это нитку разделяли?.. Уже после я для него раскопала, что на фабрике трудилось 47 человек наемных рабочих. Что был даже поворотный круг на лошадиной тяге. Про механизмы там какие-то узнавала, показывала ему. С Гришей мы потом на этом материале сделали работу для школы «Моя родословная», она участвовала в городском конкурсе. Но гораздо важнее для меня, что Гриша теперь хочет стать инженером, готовится поступать. Думаю, что, может, тот интерес к механизмам на фабрике был не случаен. И даже сыграл в его выборе профессии определенную роль.
Благодаря настойчивости Гриши Ольга нашла и пращура Демида — основателя фамилии. Он жил в начале XIX века.
— Если бы не Гриша, я бы, наверное, так глубоко не вникла, — признается она. — Но найдя в Сети метрические книги, выяснила, кто организовал эту фабрику. Яков Демидович с партнерами. И затем нашла в метриках собственно Демида — его отца, основателя династии. А в более поздних книгах в числе другого нашли очень много двоюродных братьев деда, получается, это был целый клан…
Здание фабрики, двухэтажное, из красного кирпича, семья нашла сразу. Собственно, наткнулись на него, ведь это первый дом при въезде в Андреево. Сейчас в нем располагается местная психиатрическая больница номер 15. А вот большого дома с красивыми наличниками, увы, обнаружить не удалось. Не сохранилась и библиотека, построенная Демидовыми в родном селе, и построенный ими молельный дом.
— Да, именно молельный дом там стоял, а не церковь, — Демидовы были старообрядцами, — говорит Ольга. — Вот что было для меня открытие так открытие. Оказывается, мои предки были старообрядцы. Хотя моя подруга, когда узнала об этом, тут же пошутила: вот откуда взялось твое фирменное упрямство. Мы с Петей готовили детей к поездке, рассказывали детям, кто такие были старообрядцы, откуда они взялись, картину «Боярыня Морозова» им показывали…
Встреченный экспедицией местный житель сообщил, что, хоть он с детства и живет в Андрееве, про фабрику Демидовых не слыхивал. Последняя старушка Демидова, по его словам, жила в селе одна и скончалась несколько лет назад. А вот кладбище старообрядческое сохранилось в лесу — не желаете ли взглянуть?
— Это было, наверное, самое странное кладбище, которое я видела, — говорит Ольга. — Дети притихли, у меня слезы на глаза навернулись. Могилы прямо в лесу, между деревьев покатые кресты «домиком». Многие заново покрашены, а на могилах высажены цветы. И нигде ни единой таблички… Так что я имею основание думать, что на этом тайном кладбище лежат и мои предки. Тем более Демидовы были не только фабриканты, но и местные меценаты. Вполне возможно, что они и возглавляли местную старообрядческую общину.