Дерево держится корнями, а человек – семьёй. Глубокий смысл, который заложен в этой пословице, все мы постигаем с годами. Узнавая, кем были наши деды и прадеды, начинаем лучше понимать себя. А если говорить об известных династиях, то их история может много рассказать о том, как жил город или край.
Есть одна удивительная семья, которая сделала очень много для нашего региона. Эти сплочённые, любящие люди всегда поддерживали друг друга, чтили традиции и передавали их новым поколениям. Речь идёт о творческом, музыкальном роде Дягилевых. Именно в этой семье в 1872 г. родился мальчик, которого назвали Сергеем. Он прославил имя своего рода в России и далеко за её пределами, став знаменитым импресарио. Сергей Дягилев открыл русский балет для всего мира.
История рода Дягилевых обросла легендами. Существовало предание, что некий тверской боярский сын Докука получил на свой герб в подарок от Иоанна Грозного цветок дягиля. Только вот и гербов у бояр в те времена не было, и Докука уехал в Литву в 1580 г. По второму семейному преданию, уже более похожему на правду, Дягилевы попали в немилость у царя Алексея Михайловича и их отправили осваивать Урал и Западную Сибирь. Третья версия звучит вообще фантастически – мол, Дягилевы ведут род от Петра I. Художник, историк искусств Александр Бенуа говорил, что это, конечно, плод фантазии самого Сергея Дягилева. Но всё-таки замечал, что было в Сергее Павловиче что-то от Великого Петра.
Искусствовед, научный консультант Пермского культурного фонда «Дом Дягилева» Олег Брезгин в биографии Сергея Павловича пишет, что история рода на пермской земле началась в XVIII в. Выходец из крестьян Павел Фёдорович, которого можно считать основателем рода, поселился на пермской земле в середине 1730-х годов. Он довольно быстро стал горнозаводским канцеляристом и с 1735 г. служил на Егошихинском медеплавильном заводе. Его сын Василий женился на деятельной и неутомимой купеческой дочери из Соликамска Татьяне Нагаевой. Василий Павлович мечтал получить дворянский титул. Правда, этой мечте не суждено было сбыться.
Но её смог осуществить его сын Дмитрий, который стал потомственным дворянином – в 1806 г. Дмитрия Васильевича и его род внесли в «Дворянскую родословную Московской губернии книгу». Почему московской? Дело в том, что Дворянского собрания в Перми ещё не было. Женился Дмитрий Дягилев весьма удачно – его супругой стала дочь богатого купца, городского головы Мария Жмаева. Именно Мария Ивановна после смерти своего отца купила земли в Осинском уезде, где позже семья построила Бикбардинский винокуренный завод. Там же, в Бикбарде, было построено и семейное имение, которое позже стало центром притяжения семьи. Его любили и взрослые, и дети.
Елена Валерьяновна, мачеха Сергея, вспоминала, что в отличие от пермского дома семьи там не было ни картин, ни редкой мебели, ни драгоценного фарфора, но везде было уютно и симпатично. Члены семьи, приезжая в Бикбарду, чувствовали себя спокойно и расслабленно. Здесь они часто пели, музицировали, ставили семейные спектакли.
Известно, что тяга к творчеству очень ярко проявилась у Дмитрия Васильевича. В своих автобиографических записках он писал, что увлекался музыкой, а также рисованием и живописью – писал иконы и портреты. В молодости сочинял басни, эпиграммы, стихотворные сказки. Одну из таких сказок даже опубликовали в журнале.