Священник Хоринского ведомства Спиридон Капитонович Носырев с семьей
– Трудно было вам привыкать к Хоринску после Прибайкалья и Хабаровска?
– Нет, нас хорошо приняли, была дружная улица, много ребятишек играло. Попала в хороший класс, в котором и окончила Хоринскую среднюю школу №1. Много медалистов вышло из ее стен. Потом окончила историко-филологический факультет по специальности «учитель русского языка и литературы». Помимо основной педагогической деятельности, занимаюсь большой общественной работой. Была организатором нашего радиоканала «Хорин аймаг», но главное увлечение моей жизни – это краеведение. В Доме пионеров писала и собирала материалы о первых пионерах и комсомольцах района, с этого и началось. С 1985 года сохраняла и записывала материалы, которые потом легли в основу моих книг. У меня издано три книги и еще две готовятся к 100-летию Хоринского района, не считая маленьких книжек, в том числе поэтических посвящений моим друзьям и об истории хоринских сел.
– Расскажите о книгах «Кладовая родного края» и о вашей поэтической книжке…
– Со студенческих лет писала стихи, но потом все забросила. Когда работала в районо, меня просили написать стихи к праздникам, юбилеям, торжествам, и я писала. Сочиняла целые альбомы и буклеты. И до сих пор просят сочинить что-то. Потом решила издать это отдельной книжкой. В книге «Кладовая родного края» собраны рассказы о наших достопримечательностях, таких как 33-метровый образ Будды на горе Баян-Хонгор недалеко от села Баянгол, скульптурный комплекс «Хори Хатан», скальный комплекс «Семь братьев», аршан Хабшагыр лечебного назначения между Удинском и Баянголом. Здесь лечат суставы. Бывали случаи, когда у аршана люди оставляли костыли. Про озеро Могой, про ступу цесаревичу Николаю в Анинске, где он останавливался на ночлег, поклонные кресты. И много всего. За 35 лет много материала набралось.
– Жигжит Галсанов, Тарба Жигжитов… Далее Труневы, Татауровы, Курбатовы. Их часто называют карымами. Расскажите, пожалуйста, об этом. Говорят, среди их предков есть буряты…
– Одна из самых древних родословных среди хоринцев идет от Труневых. В ХVI веке с Монголии пришел некто Орьхеной, у него был сын Баялхай. У Баялхая – сын Тагар, у Тагара – Бабхи, у Бабхи – Жимбэ, Как-то Жимбэ сильно поссорился с местным тайшой, который за непокорность стал притеснять Жимбэ, притеснял-притеснял, пока тот не отчаялся и не поехал в Верхнеудинск к знаменитому купцу Труневу, который жил на Большой улице (ныне улица Ленина). И попросил у него попечительства и защиты. Тот сказал: «Крестись, тогда помогу», и Жимбэ принял крещение. Тогда купец Трунев дал Жимбэ свою фамилию и отчество, назвал Константином.
Он женился на русской женщине Марии Екимовской. У них родилось пятеро сыновей и три дочери. И вот от этого Константина Георгиевича Трунева (Жимбэ) и его жены идет вся родословная хоринских Труневых. В 1923 году в селе Додо-Онинское (ныне Хоринск) проживало 14 семей с этой фамилией. Курбатовы, Машановы, Батурины, Корнаковы, Татауровы, Носыревы и многие другие фамилии также имеют бурятские корни. Мы называем их карымы.
Про Татауровых. Жил в Хоринской степи бурят Тужга. С братом Базарханом участвовал в национальных волнениях. Братьев арестовали. Базархан был сослан на каторгу в Туруханск. А Тужгу пожалел Иван Татауров, служивший приставом в Хоринске. Иван был бездетным, и, чтобы снять с Тужги кару за провинность, он крестил его и дал имя Семен. Семен (Тужга) женился на местной русской девушке, и его внук Семен Татауров женился на Епросинье – дочери селендумского старосты Бенедикта Сумарокова, который был сыном декабриста Николая Сумарокова. Так что у нас живут потомки декабриста Сумарокова, сосланного на пожизненное поселение. А одна из версий происхождения фамилии Корнаковы идет от бурятского «Хара нохой» («черная собака»), так их звали раньше, а потом на русский лад стали называть Корнаковы.
В фонде Хоринской Степной думы в Национальном архиве РБ имеется один документ – письмо епископа Иркутского, Нерчинского и Читинского от 13 мая 1839 года хоринскому главному тайше Ринчин-Доржи Дымбилову с предложением о принятии христианства. Ринчин-Доржи Дымбилов это предложение принял, крестился и стал Николаем Дымбиловым.
В церковных метрических книгах встречаются самые распространенные фамилии крещеных инородцев: А. К. Трунев, А. С. Татауров, Д. П. Садовский, С. К. Носырев, Н. С. Языков, Ф. А. Лосев, А. И. Дубинин, Н. Н. Курбатов, В. И. Гуляев, Е. Н. Самбилов, П. К. Махалов, А. А. Косыгин и др. Среди них и многочисленных потомков много известных всей республике людей.
Среди потомков крещеных бурят было 75 человек, которым указом императора было присуждено дворянское звание. Большинство из них погибло при советской власти. Других революция и Гражданская война рассеяла по всему миру, некоторых сослали в Красноярский край и другие места. У Цыдена Сахияева была дочь, которая окончила Сорбонский университет и жила в Бурятии. После революции они эмигрировали в Монголию. Говорят, там остался ее архив, который было бы интересно найти и изучить…
– Можно что-то коротко сказать о Хоринске…
– Село Хоринск образовалось в свое время путем слияния двух селений – Думы и Базара. Дума – центр Хоринской Степной думы, официальная резиденция тайши. В начале века поселение писалось как Николаевское сельское общество. В 1917 году оно было переименовано в Додо-Онинское. По-бурятски Додо-Она – Нижняя Она, по названию реки, близ которой расположено село. В октябре 1927 года опять переименовали, на этот раз в Хоринск.
– Расскажите о книге «О чем поведал старый тракт». И вообще об истории создании трактов в России…
– Первой транспортной «магистралью», проложенной в Забайкалье, стал так называемый Московский (Сибирский) тракт, шедший от Москвы на Дальний Восток и представлявший собою обыкновенную тележную дорогу для гужевого транспорта. Иногда его называли «государева дорога», а буряты – «Улаанай харгы». Данный тракт проходил через города Иркутск, Верхнеудинск, Читу.
По этой дороге ехали первые переселенцы на Амур, шли каторжане на Горный Зэрентуй и Акатуй, шли и ехали политические ссыльные в Сибирь. До 1863 года по Московскому тракту прошло полтора миллиона каторжан, побывали в этих местах и многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, известные путешественники, исследователи, писатели.