История семьи немецких предпринимателей.
Вогау были одними из самых обеспеченных людей предреволюционной России. Согласно данным, полученным из архивных документов и опубликованным в Forbes, в 1914 г. их капитал составлял 41 млн руб. Журнал поставил немцев на шестое место в списке богатейших предпринимателей. Сложно найти отрасль экономики, в которую бы не внесли вклад эти выдающиеся купцы. О них помнят на Урале, в Поволжье и Украине — настолько широки были торговые и промышленные интересы семьи Вогау. Филипп Максимилиан фон Вогау
Начало династии купцов и промышленников положил выходец из обедневшего дворянского рода. Максимилиан родился в 1807 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия). На родине он получил коммерческое образование и несколько лет работал в Брюсселе. Однако там перспектив у молодого человека не было, и в 20 лет он отправился в Россию на поиски лучшей жизни. Максимилиан трудился рассыльным в торговом доме «Глогау» в Москве, принадлежавшем его соотечественнику, затем сам занялся торговлей. За двенадцать лет упорного труда он заработал хорошую репутацию в деловых кругах и завёл полезные знакомства. В 1839 г. он женился на Эмме Францевне Рабенек, дочери известного московского промышленника немецкого происхождения, владельца красильной фабрики.
Уже в следующем году, воспользовавшись поддержкой тестя, Вогау вместе с младшим братом Фридрихом (1814–1848 гг.) открыл контору по торговле заграничной продукцией. Основным товаром являлся китайский чай, затем предприниматели включили в ассортимент и индийский, поставлявшийся в те времена из Европы. Также торговали бумажной и шерстяной пряжей, американским хлопком. Особое место в их лавке занимали красители для ткани, которые привозились из Англии, Франции и Голландии.
После смерти Фридриха в 1848 г. на помощь к Максимилиану из Германии приехал Карл, второй младший брат (1821–1870 гг.). В тот же год Вогау стал подданным Российской империи: гражданство открывало перед ним новые возможности в бизнесе, так как для иностранцев ведение торговли осложнялось рядом ограничений. Одновременно он вступил в купечество первой гильдии. В 1859 г. братья преобразовали компанию в «Торговый дом Вогау и К». Они были первыми предпринимателями, освоившими морской путь доставки чая из Индии, Китая и Цейлона.
Другие купцы считали подобный способ транспортировки слишком рискованным. Действительно, чтобы наладить поставки, Максимилиану поначалу приходилось самому отправляться в долгие путешествия по морю (они длились по несколько месяцев). Но именно этот смелый шаг помог Вогау стать настоящими «чайными королями» Российской империи. А в 1865 г. они открыли своё торговое представительство в Лондоне.
Бизнес был исключительно семейным. После смерти брата Карла совладельцем компании стал зять Максимилиана, Конрад Банза (1842–1901 гг.) — он был женат сначала на Эмилии, а после её смерти — на Эмме Вогау. Также в правление компании входил Мориц Марк (1841–1928 г.), племянник купца. Прибыль от торговли предприниматели вкладывали в различные отрасли: промышленность, банковское дело, страхование, строительство железных дорог. В 1865 г. Вогау приобрёл акции Троицко-Кондровской писчебумажной фабрики, располагавшейся в Калужской губернии. На момент покупки это было отсталое кустарное производство, но под управлением нового руководителя оно стало одним из ведущих предприятий страны. В 1871 г. совместно с другими купцами Максимилиан учредил Товарищество ситцевой мануфактуры.
В 1873 г. Вогау с партнёрами приобрёл рафинадный завод в Москве и всерьёз занялся поставками сахара. Предприятие было близко к банкротству, но, благодаря финансовым вливаниям и умелому руководству, стало приносить доход. Промышленник также владел двумя цементными заводами, рижским и подольским, последний из которых существует до сих пор. В 1870 г. Максимилиан выступил одним из учредителей Московского учётного банка и Русского банка в Петербурге, которые занимались финансированием внешнеторговых операций, а в 1872 г. — Рижского коммерческого банка.
Денежные потоки шли через контору Вогау в Лондоне, изначально созданную для закупки чая. В 1872 г. при участии немецкого купца было основано страховое общество «Якорь», впоследствии ставшее одним из крупнейших в России. До этого предприниматели страховали свои грузы преимущественно в английских конторах — Максимилиан же решил занять эту перспективную нишу, пустовавшую на российском рынке.
Кроме того, он получал и дополнительную выгоду: страхуя имущество других торговцев, он всегда был в курсе их текущих дел и планов. Вогау имел монопольное право на продажу соды, производимой предприятиями-лидерами данной области. Участвовал он и в коммунальном благоустройстве Москвы: благодаря Максимилиану и другим видным купцам в городе появились газопровод и водоснабжение. В 1874 г. он приобрёл Белорецкие чугуноплавильные и железоделательные заводы Пашкова, переживавшие не лучшие времена.
Чуть позже под управление семьи Вогау перешёл и расположенный неподалёку Кагинский железоделательный завод — в результате образовался настоящий металлургический концерн. Новые хозяева принялись за дело со свойственной немцам деловитостью. Они закупили новое оборудование, модернизировали производственные процессы, а спустя некоторое время провели электричество.
В результате показатели выплавки чугуна и железа выросли, было запущено производство стали, проволоки и гвоздей. Максимилиан скончался в 1880 г. У него осталось двое сыновей: Отто (1844–1904 гг.) и Гуго (1849–1923 гг.), которые ещё при жизни отца принимали активное участие в управлении бизнесом. В 1870-х гг. старший решил выйти из семейного дела, а младший совместно с Конрадом и Морицем вёл дела компании вплоть до революции 1917 г.