— Потревоженные останки никого не остановили, обустройство уличного туалета продолжили. Но когда тракторист-экскаваторщик увидел, что ковш техники задел захоронение ребенка, испугался. Рядом с останками девочки лежала икона Божией Матери с серебряным окладом. И снова погребальная церемония собрала монахов возле новой братской могилы. Чтобы не нарушили хотя бы это захоронение, поставили оградку, — рассказывает уроженка села Албазино Елена Кривошеева.
Событие прошло тихо, без лишней огласки.
Новая жизнь поверх погоста
Оказалось, для жителей такое близкое соседство с мертвыми не в диковинку. Местным известно, что часть села стоит на старом кладбище. По воспоминаниям старожилов, там хоронили людей, которые заселили Албазино во вторую волну освоения — с середины XIX века до начала XX-го. «В 40-е годы от кладбищенской церкви, которая там стояла, мужчин провожали на фронт», — рассказывает священник. А затем кладбища царских времен по распоряжению советских властей начали уничтожать по всему Союзу — албазинское не стало исключением.
— Атеизм. Во многих городах нашей страны есть микрорайоны, которые так и называются — «могильники». Кости вывозили и строили дома, — негодует игумен Игнатий.
— В 60—70-е годы было много переселений на Дальний Восток с западной части страны, — добавляет Елена Кривошеева, чье раннее детство прошло в селе Албазино. — Для переселенцев была выстроена целая улица, под которую частично запахали кладбище.
Из детства Елена Николаевна помнит, что ухаживать за уцелевшими могилами было запрещено. Могильные памятники использовали «в хозяйстве»: например, заложили в фундамент машинно-тракторной станции.
— Ими еще бутили дорогу на Албазино, — замечает батюшка Игнатий.
В середине 80-х, как утверждает Елена Кривошеева, участок станичного погоста отдали под клуб «Огонек». Никто не скрывал, что строить будут на могилах. Женщина собрала воспоминания местных жителей, заставших кощунственную стройку. «Кости сгружали в грузовик и вывозили в неизвестном направлении. Перезахоронения останков не было. При этом рабочие наставили черепа на край рва, как на бруствер, и расстреливали их камнями, изощряясь в меткости», — приводит воспоминания старожилов Елена Николаевна. Однако участок расчистили не полностью.
«Копнули, видно, глубоко — а там кости. Как раз в клубе шла конференция «Дорохинские чтения» — и это все увидели».
— У меня есть видеозапись еще с одним жителем села, который привозил гравий на подсыпку фундамента будущего клуба. Однажды на его глазах под пластом земли строители обнаружили саркофаг из красного кирпича, проломили его, а там лежит мужчина с седой бородой и седыми волосами, — продолжает Елена Кривошеева. — Позвали авторитетную потомственную казачку Агриппину Дорохину (Агриппина Дорохина, основатель Албазинского краеведческого музея, ушла из жизни в 2002 году. — Прим. ред.). Та сказала, что это могила священника. Мужики, по-видимому, почувствовав что-то нехорошее, трогать захоронение не стали, закидали землей. После этого случая кости вынимали и закладывали в канаву под фундамент клуба.
Сведения о погосте уходят вместе со старожилами. Албазинский краеведческий музей, основанный в 1974 году, не собирал данные о лицах, захороненных на старом станичном кладбище XIX века. У местных властей не сохранилось никаких документов о некрополе.
— Администрацией Албазинского сельсовета было принято решение о строительстве Дома культуры, что подтверждается решением Албазинского сельского Совета народных депутатов 11 сессии восемнадцатого созыва от 28.02.1984 года. Сведения об обнаружении останков при строительстве Дома культуры в 1985 году и соответствующие решения органов местного самоуправления по данному вопросу отсутствуют. В администрации Сковородинского района и Албазинского сельсовета паспорт ранее существовавшего сельского кладбища либо другая информация отсутствуют, — гласит ответ из Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Лучший кузнец, потомки Гантимура и всадника-рекордсмена: кто покоится на утраченном погосте
Елена Кривошеева неспроста расследует историю кладбища в родном селе. Она — потомок первопоселенцев Албазина. Годы потратила, исследуя архивы и краеведческую литературу, чтобы узнать тайны пращуров.