Приезд во вполне еще населённое Бутаково в летний полдень, как это часто бывает в открытых к общению селах, привел к потенциальным информантам.
До Дивеево и обители Серафима Саровского отсюда всего около 35 километров. Паломники подступают к одному из главных монастырей России разными дорогами, вплоть до неприметных, проселочных. Столь же затеряны в здешних краях потомки владельца земли, где впоследствии поселились иноки. Историк, председатель Тамбовской учёной архивной комиссии А. Н. Нарцов (1859-1922) отмечал: «Татарско-русское село Бутаково… На месте села некогда стоял татарский город… Известный «Татарский камень» при выезде из села также долго сохранялся и только несколько лет тому назад сломан; это была могильная плита из белого камня, поставленная стоймя в 2 аршина вышины над прахом какого-то татарского святого или воеводы; с одной стороны вырезан параллелограмм, в котором можно было разобрать вязью написанное татарское слово «бутакуф», вероятно относящееся к селу, прочие же буквы были почти стерты или уничтожены; на другой стороне, после обычного стиха из Корана, поставлен год геджры 972, т. е. 1564 г.».
Об этом камне упоминал и в 1830-е гг. Мельников-Печерский: «Татарский камень (как обыкновенно зовут этот памятник) есть не что иное, как могильная плита из белого камня, поставленная стоймя, аршина два вышиною. С одной стороны, между арабесками, вырезан большой параллелограмм, на котором заметны полусоскобленные слова, вырезанные татарской вязью. Местные жители приписывают камню целебную силу от зубной боли и соскабливают слова без всякого уважения к старине. В параллелограмме можно разобрать только одно татарское слово (бутакуф), которое, быть может, относится к селу. На другой стороне, обращенной к кебле, уцелели выражения из Корана с обычным калат (сказал) и внизу число года девятьсот семьдесят два, что значит по-нашему 1564 год».
Дивей мурза Бутаков является родоначальником князей Дивеевых, известный представитель которых Дербиш мурза Теребердеевич Дивеев встречается в разборной книге Кадомского уезда 1678 года и назван князем. После указа Петра I о крещении татарских помещиков 1713 года крепостные крестьяне Дивеевых, проживавшие в селах Дивеево и деревне Бутаково были изъяты у мурз.
Таким образом, своё название Дивеево получило по имени первого владельца — служилого мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Согласно общепринятой версии, обширные земли близ крепости Сараклыч Дивей получил после похода на Казань. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняла православие. Между тем, в современном селе Бутаково несколько человек носят фамилию Дивеевы, часть из них еще исповедуют ислам. Мусульманская ветвь рода также прослеживается по источникам. В 1855 году мурзы Дивеевы из села Бутаково подали прошение об учинении дознания по месту жительства для выдачи метрических свидетельств и утверждения в дворянском достоинстве, так как ранее в этом достоинстве были утверждены их родители. Показания давали мулла села Атенино Рызван Бекбаев Исеев (поскольку Бутаково тогда относилось к его мечети) и под присягой русские казенные и помещечьи крестьяне — жители села Бутаково. Метрические свидетельства были выданы на основании проведенного дознания приставом второго стана Темниковского земского суда. Впрочем, хлопоты и походы в присутственные места николаевской России оказались напрасными — в дворянстве Дивеевы-мусульмане утверждены не были.
Другой род, часто упоминаемый в этих краях – Сюндюковы, сейчас скорее известен своими представителями, живущими в Башкортостане. Они создали познавательный семейный сайт, посвященный родословной и поиску новых генеалогических сведений. Согласно находкам краеведа Марата Усмановича Сюндюкова, основоположником их рода является мурза Сююндюк, сын бия Ногайской Орды Саид-Ахмеда Шейдяка. В середине XVI века Сююндюк обосновался в Мещерском крае, наряду с Дивеевыми, Разгельдеевами, Терегуловыми, Еникеевыми, Мамлеевыми и другими мурзами и князьями. В годы Смуты оказал большую военную поддержку первому российскому царю Михаилу Фёдоровичу из династии Романовых. В писцовых книгах (1620-1621 гг.) сохранилась жалованная грамота, выданная царём Михаилом Фёдоровичем мурзе Имишу сыну Сююндюка на Кадомское поместье в «сельце Бутаково».
Однако именно первые Романовы начали и процесс лишения мурз их землевладений. Альтернативой становилось принятие православия. К 1650-м гг. образуется православная ветвь Сюндюковых — один из сыновей мурзы Имиша принимает крещение под именем Ларион с отчуждением части отцовской земли. В петровское время Сюндюковы-мусульмане лишаются поместий, крестьян, льгот и переводятся в податное состояние. Регулярная армия Петра не нуждалась в служилом сословии. Впрочем, не все Сюндюковы крестились: в источниках отмечается внук мурзы Бикбая Сюндюкова – Чапкун. Из отписных книг Кадомского уезда видно, что 9 марта 1715 года у него в деревне Бутаково «на Великого Государя отписано три крестьянских двора и крепостных крестьян в количестве 25 душ православного исповедания, хотя и не лишены прав дворянства». Постепенно, условия жизни на родине вынуждали Сюндюковых искать новые места, где они могли сохранить свою веру. К концу XVIII века, уже в екатерининскую эпоху, значительная часть рода переселяется в Приуралье, в Белебеевский уезд. В Бутаково же осталась ветвь Рамазана мурзы Чапкунова сына Сюндюкова. Как рассказали нам бутаковцы, еще недавно в селе жила одна из последних представительниц этого рода Сафия Кяримовна Сюндюкова, 1929 года рождения, работавшая учительницей в соседнем русском посёлке Новый Лашман. Несколько лет назад сын забрал её в Мордовию и видимо на этом татаро-мусульманская история Сюндюковых в Бутаково завершилась.