Теперь посмотрим, как по уездам распределялось количество долгожителей. Самые «долголетние», то есть в возрасте более 100 лет проживали следующих уездах: Льговский (5 человек), Белгородский (4 человека), Обоянский (3 человека), Старооскольский (4 человека), Рыльский (3 человека), Новооскольский (3 человека), Щигровский (2 человека),Тимский (2 человека), Грайвороский (2 человека), Суджанский (1 человек) [1, л. 2-7].
100-летних переписчики начитали по тем же уездам: Льговский (10 человек), Тимский (9 человек), Обоянский (8 человек), Новооскольский (6 человек), Старооскольский (5 человек), Рыльский (5 человек), Суджанский (4 человека), Белгородский (3 человека), Щигровский (3 человека), Грайвороский (2 человека) [1, л. 2-7].
Итоговые результаты переписи по уездам выглядят так: Льговский (15 человек), Обоянский (11 человек), Тимский (11 человек), Старооскольский (9 человек), Новооскольский (9 человек), Рыльский (8 человека), Белгородский (7 человек), Щигровский (5 человек), Суджанский (5 человек), Грайвороский (4 человека).
Примечательно, что при сопоставлении возраста особо «долголетних» и 100-летних мы обнаруживаем одни и те же уезды, что наталкивает нас на следующие размышления: 1) В таких уездах как Курский, Фатежский, Корочанский, Дмитриевский, Путивльский долгожителей не было вовсе, что выглядит странно; 2) Переписчики обследовали не все уезды Курской губернии, а только Льговский, Белгородский, Обоянский, Старооскольский, Рыльский, Новооскольский, Щигровский, Тимский, Грайвороский, Суджанский, например, из-за недостатка средств, или иных причин; 3)
С момента Всероссийской переписи прошло 5 лет и в Санкт-Петербурге располагали устаревшими данными о количестве и местах проживания курских долгожителей. Переписчиков повторно направили в те уезды, в которых по данным переписи 1897 года и проживали долгожители. Вместе со «старой гвардией» они переписали и 100-летнюю «молодежь», ставшую таковой за последнюю пятилетку. В остальные уезды переписчики не поехали, так как не было на то указаний от начальства.
Таким образом, располагая превосходным материалом для анализа социально-демографической ситуации в Курской губернии начала XX века, мы с большой долей уверенности можем утверждать, что перепись долгожителей Курской губернии 1902 года далеко не полная. Возможно, более достоверные данные будут получены в результате дальнейших архивных поисков.
Источники и литература
1. Государственный архив Курской области. Ф. 4. Курский губернский статистический комитет. Оп. 1. Д. 135.2. Озеров Ю.В. Замечательное долголетие // Городские известия. 2004. 25 марта.
3. Стрелков А.Т. Курский феномен долгожительства // Курская правда. 2013. 23 февраля.
3. Южный край. 1897. 11 февраля.
4. Южный край. 1897. 12 февраля.
П.О. Горбачев
По материалам сборника "СОБЫТИЯ И ЛЮДИВ ДОКУМЕНТАХ КУРСКИХ АРХИВОВ"
К 80-летию образования
Курской области посвящается
Сборник статей
Выпуск ХII
КУРСК
2014