Отрицая бастардов уничтожить их как социальный пласт не получилось.
Простодушные селяне порой злобно, а порой по простоте душевной называли их байстрюками, найденком, выгуленком. Хотя встречаются и более оскорбительное «семибатечник» и «приблудыш».
Поскольку отцовскую фамилию им давать было нельзя, то стало принято давать им фамилии и имена по определенному принципу. Чаще всего их даже не вносили в официальную метрику, а иногда священники помечали для себя таких детей, давая им, таким образом, новые имена. Получались разные Иудины и Христиарды.
Часто такие определения, используемые для обозначения бастардов, становились основой их фамилии и имени. Нередко таких детей называли Богданами. Богом данный – так интерпретировалось понятие подкидыш. Так и стало принято, что незаконнорождённые дети назывались Богданами. Мол, не признанные отцами, божьи детки. В фольклоре это отражено как: «Богданушке все батюшки», «если не крещен младенец, то Богдан».
Судьба незаконнорожденных девочек чаще всего особенно печальна.
Богданы, именно в этой интерпретации, есть во многих фамилиях, даже знатных династиях. В роду у Тургеневых есть Богдановская линия, художник Богданов-Бельский говорил, что первая часть его фамилии появилась потому что он незаконнорождённый. Чехов писал о том, что на Сахалине очень много Богдановых и бастардов. Имени Богдан нет в святцах, вместо него используется Федот. Это имя также часто использовалось для нарекания младенцев, родившихся «вне закона».
Со временем в обществе стали относиться к таким деткам более лояльно, считая, что «стакан наполовину полон», их нарекали официальными фамилиями, не забывая добавлять приставку «Полу». Этот же принцип могли использовать для отчества, добавляя приставку к имени матери – «Полунадеждин» «Полуянов».
Необычные, редкие имена часто использовались для того, чтобы выделить незаконнорождённых детей из числа остальных. Подтверждение этому всегда можно найти в классической литературе. Незнамов у Островского, Катюша Маслова Толстого, которая носит фамилию матери.
«Ничейный» ребенок
Сверстники с детства знали, что бастарды - изгои.
Церковь делала свое дело и постоянное проповедование того, что незаконнорождённый ребенок – это человек второго сорта, давали свои плоды, несмотря на то, что количество таких детей только росло, отношение к ним не становилось более снисходительным. Более того, даже по документам они были своим родителям совершенно посторонними людьми. Причем этот вопрос решался на местах и полностью зависел от мнения одного священнослужителя.
Создание регулярной армии и рекрутство во многом способствовало тому, что число детей, рожденных от посторонних мужчин, росло. Немудрено, если мужа забрали на 25 лет в армию, то, что прикажите делать его официальной супруге? Ждать четверть века и потом рожать детей?! Потому никого не удивлял тот факт, что в семье, где отец семейства вроде бы и есть, а вроде бы и нет, дети прибавлялись.
Однако если женщина, чей муж отправился на службу, жила с его родными, то беременность могла стать смертным приговором и для нее самой, потому в таких случаях младенцев пытались пристроить в другие семьи. На стыке 18 и 19 веков убийства незаконнорождённых детей приняли если не массовый, то весьма регулярный характер, поскольку матери понимали, что судьба такого ребенка незавидна, воспитать его самостоятельно она не сможет, а оставив его, погубит еще и себя.
Бастарды благородных семейств