«Мои родственники призывались на фронт из не существующего сегодня поселения Денщики, – рассказывает жительница Ханты-Мансийска Валентина Кириллова. – По молодости я не интересовалась, как и где они воевали. Узнавать об этом стала спустя долгие годы, на встречах с земляками. Теперь, когда мне самой уже 80 лет, хочу сохранить память о родных, передать ее детям и внукам. Предков нужно помнить».
Нет поселения, но есть люди
Каждый год в августе в поселке Бобровском (Ханты-Мансийский район) по традиции собираются земляки – бывшие жители исчезнувшей деревни Денщики и их потомки. Когда заведующая Бобровской библиотекой и краевед Валентина Родионова впервые проводила встречу памяти ушедших деревень, она очень волновалась, откликнутся ли люди.
– Еще за 15 минут до начала мероприятия никого не было. Вдруг буквально за минуты к библиотеке стали подъезжать машины: люди выходили, узнавали друг друга, обнимались, не могли наговориться, – вспоминает Валентина Михайловна.
С 2012 года в Бобровский съезжаются земляки отовсюду – из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Сургута и даже из-за границы. На этих встречах люди узнают о судьбах родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, об интересных фактах их жизни. Валентина Родионова и ее единомышленники проделали огромную работу, чтобы это стало возможным.
– С начала 90-х годов я стала собирать материал о не существующих сегодня поселениях, близ которых в 1946 году был основан поселок спецпереселенцев Бобровский, – говорит она. – Это семь русских деревень и выселков Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района, сохранившихся в памяти под общим названием Денщики.
Валентина Михайловна записывала воспоминания старожилов, собирала документальные свидетельства прошлого, работала в архивах Ханты-Мансийска, Тюмени и Тобольска. За долгие годы набралось много материала, который охватывал период от Первой мировой войны до закрытия неперспективных деревень. Кроме документов, были собраны старинные предметы деревенского быта: что-то нашлось на месте поселений, что-то передавали бывшие жители Денщиков и их родственники.
Одна старая фотография свела Валентину Родионову с краеведом Андреем Сивковым. Когда выясняли, кто изображен на фото, Андрей Александрович узнал свою бабушку, а Валентина Михайловна знала второго человека со снимка. Так и познакомились единомышленники. Андрей Александрович всерьез занимался изучением своих корней, его отец был родом из Денщиков. Изучая родословную и составляя генеалогическое дерево рода Сивковых, он нашел много интересной информации и собрал по всей Тюменской области и за ее пределами более ста фотографий жителей деревни. Снимки он передал в мини-музей «Свет малой родины», который открыли в 2006 при Бобровской библиотеке на средства гранта губернатора.
Когда в середине 1990-х годов стали составлять списки участников Великой Отечественной войны из поселка Бобровского, не без труда, но все же удалось включить в них мужчин, ушедших на фронт из исчезнувшей деревни Денщики.
– Тогда мы столкнулись с проблемой: нет места – нет человека, – поясняет Валентина Родионова. – По воспоминаниям, по книгам памяти Тюменской области удалось восстановить данные и включить фамилии жителей исчезнувшей деревни в списки тех, кто ушел на войну из нашей местности.
Дочь Валентины Михайловны – Алена Родионова – помогала собирать информацию о жителях деревни в электронных архивах министерства обороны.
В 2015 году на очередной встрече жителей Денщиков в Бобровском глава Ханты-Мансийского района Петр Захаров предложил собрать накопленный материал в книгу. Год спустя, благодаря неравнодушным людям и помощи спонсоров, была издана книга «Полегли от Москвы до Берлина дорогие мои земляки».
«Мама сильно плакала»
В книге есть данные о многих родственниках обратившейся в редакцию «Новостей Югры» Валентины Кирилловой, в том числе о двух ее родных дядях.
– О своем дяде Василии Моисеевиче Сивкове я почти ничего не знаю. Помню только, что он попал на фронт сразу – в 1941 году, в самую мясорубку, – рассказывает нам Валентина Васильевна. – С войны он вернулся живым, но получил тяжелое ранение и вскоре по возвращении домой умер.
Василий Сивков ушел из жизни совсем молодым – в 26-летнем возрасте. Валентина Васильевна помнит, что ее мама горевала по родному брату, говорила, что он был очень добрым человеком. Данных о нем сохранилось совсем немного.
В книге «Полегли от Москвы до Берлина дорогие мои земляки» отмечено, что Василий Сивков был призван на службу в 1940 году. Когда 22 июня 41-го началась война, призывники 1939–1940-х годов одними из первых приняли на себя сокрушительный удар врага. О боевом пути Василия Моисеевича известны только дата, место призыва и то, что был тяжело ранен. Похоронен он в 1946 году в Бобровском.
Гораздо больше информации о его брате – Федоре Сивкове. Он был танкистом и в 1944 году в составе 2-го Украинского фронта участвовал в Будапештской наступательной операции.
Из наградного листа Сивкова Ф. М.
«В боях за города Ясберень, Хатван – Венгрия показал себя храбрым, отважным и смелым танкистом. В результате умелого маневрирования танка на поле боя экипажем уничтожено до 40 повозок с грузами и боеприпасами и до 60 солдат и офицеров противника, чем обеспечили успешное отражение атаки противника. Сам тов. Сивков уничтожил лично 2 мотоцикла и 16 солдат и офицеров противника. Тов. Сивков – храбрый и умный воин, под огнем противника сумел пополнить израсходованный боекомплект и продолжать уничтожение противника».