Даже типовые документы, оформленные на официальных бланках, могут оказаться совершенно уникальными из-за особенностей заполнения, соотношения дат с локальной историей местности, где они были созданы, наличия или отсутствия штампов и печатей, подписей сотрудников организаций, где эти документы оформлялись, и многого другого. Огромный интерес представляют письма священнослужителей, где содержатся живые свидетельства о жизни давно прошедших лет. Эти свидетельства особенно ценные, так как пишущие, как правило, не думали о том, что когда-то их записки станут предметом изучения историков. Простое перечисление самых обыкновенных событий, упоминание давно забытых имен, даже рассуждения о погоде – все может стать ключевым моментом для более точного воспроизведения, а значит, лучшего понимания прошлого. Что уж говорить о фотографиях, по которым восстанавливается семейный быт духовенства, домашняя обстановка, посуда, книги и все то, на что мы почти не обращаем внимания в повседневной жизни, но что не менее точно, чем портрет, может дать представление о владельце…
На фотографиях, хранящиеся в домашних архивах потомков священников, часто можно увидеть внешний вид храмов, где они служили, а также их интерьеры. Иногда такие изображения удачно дополняют описи церковного имущества, сохранившиеся в архивах. Так, если в описи имеется указание на то, что какой-либо образ находится на определенном месте в храме, то по фотографии этому можно найти подтверждение или, напротив, не найти такового, и тогда следует задаться вопросом: почему так произошло? Кража? Изъятие ценностей в 1922 г.? Ошибка переписчика? А может быть, просто неправильная датировка самого фото? В любом случае это повод для размышления, а значит, новое направление поиска.
Рассказ о том, какие материалы могут находиться в домашних архивах семей священнослужителей, мы построим на примере архива потомков священномученика Александра Парусникова. С 2015 г. в Раменском районе Подмосковья ведется исследовательская работа «За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920–1950-х гг.». В первый том издания вошло жизнеописание отца Александра Парусникова, который служил в Троицком храме города Раменское.
В процессе работы авторами был выявлен и обработан значительный объем документов из федеральных, муниципальных и местных архивов, в результате чего в нашем распоряжении имелись клировые ведомости, исповедные росписи, метрические книги, материалы, связанные с хозяйственной жизнью прихода, дела о перерегистрации религиозных общин за разные годы и, конечно, все (их было несколько) следственные дела раменского духовенства. В общем, этих документов было достаточно, чтобы составить вполне содержательное жизнеописание священнической династии Парусниковых и рассказать о подвиге отца Александра.
Но при таком подходе выпадал личностный аспект: мы имели представление о том, кем был отец Александр, но почти не знали о том, каким он был. Поэтому знакомство с семьей его потомков, не только помнящих о своем замечательном предке, но и хранящих множество бесценных реликвий, связанных с его жизнью, позволило сделать рассказ о священномученике объемным и выразительным. Разумеется, и наши архивные материалы пополнили семейный архив потомков отца Александра. Результатом этой совместной работы стала обширная статья в первом томе проекта «За Христа претерпевшие».
Парусниковы – фамилия священническая. Носившие эту фамилию служили Церкви, по крайней мере, с конца XVIII века, а если учесть сословную замкнутость духовенства, то, возможно, это служение началось намного раньше. В подмосковном Раменском они появились в 1862 г., когда в здешний Троицкий храм был назначен священник Сергий Парусников. Эта информация содержится в соответствующей клировой ведомости, которой не было у потомков священника, зато у них сохранился портрет отца Сергия, которого, разумеется, не могло быть в ведомости.