С портрета Ивана Харитоненко открыто и доброжелательно смотрит приятный мужчина с волевым, умным и энергичным лицом. Его лицу присуща некая доля хитрецы, а взгляд отведен в сторону от зрителя, как будто он пытается скрыть некие тайны своей жизни. Таким изобразил его художник Николай Неврев, который вместе с многочисленными представителями интеллигенции часто гостил в харитоновском имении в Качановке.
31 год Харитоненко исполнял обязанности губернского гласного (1865-1886 годы). Когда в 1880 гг власти решили закрыть окружной суд, находившийся в Сумах, он очень беспокоился, что город после этого потеряет значительную часть доходов, поэтому стал обращаться в разные инстанции и просил отменить решение.
В письме к одному из влиятельных церковных чинов он напомнил, что для обустройства суда он купил дом, отремонтировал его, вложив свои средства и «добровольно-принудительно» привлекая средства других сумских богачей. И ему удалось переубедить представителей власти.
Иван Харитоненко и его жена Наталья были известны своей благотворительностью. Справедливости ради следует заметить, что налоговая политика второй половины 19 века предоставляла очень выгодные льготы жертвователям. Налоговая скидка составляла от 12 до 25 % в зависимости от суммы добровольных взносов, а на местном уровне меценаты могли быть полностью освобождены от налогов. Кроме того, такие люди удостаивались звания «меценат-благодетель».
Какие бы цели не преследовал Иван Харитоненко, современники отмечали его щедрость в выделении средств на благие дела. При своих заводах он организовывал школы для детей, больницы для рабочих. Харитоненко выплачивал пенсии на содержание осиротевших семей рабочих своих имений, каждый месяц раздавал беднякам через приходских священников помощь в общей сумме до 200 рублей.
Харитоненко беспокоился о детском образовании. Он выделил деньги и усадьбу, чтобы открыть в Сумах детский приют имени Натальи Харитоненко. В нем воспитывалось 50-60 девушек-сирот, а также девушек из многодетных семей до 16-17 лет.
Выпускницы были подготовлены к работе гувернантками и портнихами. С 1880 года Харитоненко был попечителем Харьковского университета и отдал порядка 100 000 рублей для возведения общежития для студентов на 150 мест. По проекту архитектора Михайловского было построено здание и передано под центральный корпус медицинского института.
С 1885 года Харитоненко выделял Харьковскому университету средства для выдачи 18 ежегодных студенческих стипендий по 300 рублей, названных его именем, а также двух стипендий имени императоров Александра ІІ и ІІІ.
Иван Харитоненко построил помещение для Духовного училища, переведенного из Ахтырки, а также помогал его содержать. По завещанию для открытия и функционирования кадетского корпуса в Сумах им оставлена дача и полмиллиона рублей, а также 30 тыс. рублей на обустройство в этом же городе больницы для детей на 20 коек.
Троицкий собор – одну из главных достопримечательностей Сум, спроектированный при содействии известного архитектора А. Щусева, тоже построили на деньги Харитоненко. В родном селе Нижняя Сыроватка на его средства (70 тысяч рублей) была построена церковь. Для установления памятника Богдану Хмельницкому в Киеве он также сделал пожертвования.
При этом семья Ивана Харитоненко жила довольно просто. Иван не любил шумных вечеринок и компаний, предпочитал проводить свободное время в кругу семьи, предаваясь чтению и общению с родными. Но еженедельные траты семьи были значительными, от 100 до 200 рублей. Часто продукты доставлялись из Москвы и других городов. В доме нередко бывали гости – известные промышленники, писатели, художники, инженеры, а иногда – иностранцы. Харитоненко слыл покровителем деятелей науки и культуры, сам был известным коллекционером и активным общественным деятелем.
Современники подчеркивали патриотизм и любовь к Украине Ивана Харитоненко. Его многосторонние труды были отмечены властью. В 1872 году он и его семья стали Потомственными почетными гражданами Сум. В 1876 году Ивану Харитоненко присвоили звание советника коммерции, в 1885 году – статского советника, а через год – действительного статского советника, что соответствовало чину генерала и открывало путь к дворянскому званию.
Его профессиональная и общественная деятельность удостоены многих наград и медалей. После смерти он оставил наследникам большое состояние, а также много средств отдал на благотворительность. Почтить его память на похоронах, состоявшихся глубокой осенью 1891 года, собрались около 15 тысяч человек.
Весь путь процессии был усыпан хвоей, а первые этажи домов, вдоль которых двигалось шествие, были задрапированы черной тканью. Сумчане планировали поставить памятник своему земляку, но такой чести мог быть удостоен только дворянин. В ответ на многочисленные обращения жителей города и сына Павла, покойный Иван Харитоненко и все его наследники в 1899 году получили права потомственных дворян.
Только после смерти исполнилась заветная мечта Ивана Харитоненко – стать потомственным дворянином. Вслед за этим решением было получено разрешение на установку памятника. По одним сведениям памятник был заказан французскому скульптору Аристиду Круази, а по другим – московскому скульптору Александру Опекушину. Памятник установили на могиле Харитоненко. Он простоял там до 1924 года, и только в 1998 году обновленный памятник меценату вновь вернули городу, и установили на Покровской площади.
Иван Харитоненко завещал наследникам любить друг друга, любить город, как любил его он. Сын Павел, воспринявший лучшие качества отца, увековечил еще один его девиз: «Трудом возвышаюсь».
Он поместил его на дворянский герб семьи, на котором разместил символы успеха отца – жезл Меркурия, как отображение торговли и промышленности и спелые колосья, указывающие на достижения в сельском хозяйстве.
Источник: https://mykharkov.info