Известно, что некоторые открытия в науке и искусстве сделаны случайно или стали побочным результатом других работ. Так, Жорж де Местраль придумал застёжку-липучку, выдирая колючки репейника из шерсти собаки. А археолог-любитель Марселино де Саутуола случайно открыл в пещере Альтамира первобытную живопись.
Краевед и удомельский предприниматель в сфере туризма Алексей Крючков так же неожиданно узнал, кто изображён на некоторых картинах знаменитого русского живописца XIX века, нашего земляка Алексея Венецианова. Причём сделал это не «дедовским» методом «на глазок», а применив машинный интеллект и генеалогический поиск.
– Алексей Борисович, почему вас, предпринимателя, заинтересовала история Верхневолжья?
– В молодости я увлекался путешествиями по родному краю, всю жизнь любил географию и историю. В 80-е годы, когда приехал сначала в Тверь, а затем в Удомлю, мне было интересно посмотреть окрестности, изучить места вокруг. Чтобы больше узнать о достопримечательностях, начал читать соответствующую литературу. В результате возникли новые вопросы, и я продолжил искать ответы в книгах, статьях, старых картах…
Вот многие любят детективы. Детектив – это расследование, поиск. Ты напряжённо следишь за тем, как главный герой распутывает «клубок». Путешествия по родному краю – это тоже всегда поиск и расследование. Только истории не выдуманные, а настоящие.
– Почему вас заинтересовали работы Алексея Венецианова и как вы занялись установлением имён героев его картин?
– В какой-то мере это произошло случайно. Изредка я возил туристов по венециановским местам, у меня был конспект о жизни художника, созданный по работам краеведа Николая Архангельского. И вдруг выходит книга ещё одного нашего краеведа, Бориса Виноградова, в которой многое трактуется иначе. Захотелось разобраться, кто же из них прав. У меня к тому времени уже был опыт работы с электронными копиями метрик, дореволюционных переписей населения и исповедных росписей – ежегодных посемейных списков прихожан, проживавших на территории православных приходов. В итоге я «загнал» все «персональные данные» крепостных крестьян Венецианова в базу для статистического анализа. Помогали мне краеведы Владимир Крутов из Гамбурга, Татьяна Петрова из Санкт-Петербурга, Игорь Космаков из Мурманска, все – выходцы из нашего края. Установление имён героев картин стало «побочным эффектом» от созданной базы данных.
Кто эти люди?
– Кто же были люди, изображённые на картинах, и известна ли их судьба?
– В процессе работы у меня возникла идея, что, имея некоторую информацию о картине, можно попытаться установить её персонажей по возрасту и каким-то дополнительным признакам. Это как следователи в кино «вычисляют» подозреваемых. Некоторые имена были известны по названиям картин: например, Параня со Сливнева, Васютка из Максихи, Захарка, Анисья, Пелагея. Их идентифицировали исследователи до меня. Я лишь уточнил детали в биографиях, например, имя родной матери Захарки, то есть Захара Федулова.
А вот картину «Голова крестьянина», датируемую 1825 годом, я действительно исследовал. Это этюд к двум венециановским иконам. С крестьянина Алексей Гаврилович писал образ Христа. Ранее считалось, что на картине изображён крепостной Агап Богданов, но он родился только в 1825 году, поэтому никак не мог быть прообразом портрета. Мой анализ показал, что с очень высокой долей вероятности на картине изображён крепостной Николай Лукьянов. Дело в том, что в 1939 году краевед Юренев записал рассказ местного художника Горшкова о том, что «Венецианов писал своего Христа с крестьянина деревни Микашихи, которому приказал не стричь волосы». В те годы в Микашихе у Венецианова жило лишь две семьи крепостных. С помощью специализированных компьютерных программ я оценил возраст человека на картине: от 41 до 46 лет. Затем выяснил, что в одной микашинской семье глава старшего возраста к 1825 году уже умер, а его сыновьям было тогда максимум 20 лет, поэтому эта семья отпала. А вот главе второй семьи – Николаю Лукьянову – было в то время как раз 44 года.
Таким же образом я исследовал и другие произведения. Разумеется, это всего лишь мои версии, стопроцентной гарантии нет. Но других предположений, насколько я знаю, никто не высказывал.