В сущности, Романовы тяготили всех. На родине от них хотели побыстрее избавиться, но и за границей они были нежеланными гостями. Негласно все заинтересованные стороны считали, что лучше бы царской семье предоставила защиту какая-нибудь другая страна, не участвующая в войне. Например, Дания или Швеция. Однако правительства этих государств предпочли не вмешиваться.
Месяцы шли, драгоценное время было упущено. И когда европейские монархи наконец-то осознали, что в России дело идет к убийству царской семьи – что могло подать отрицательный пример их собственным подданным – было уже слишком поздно.
А сделал ли что-то «милый Джорджи»?
Справедливости ради стоит признать, что британское правительство предприняло попытку спасти Николая. Правительство, но не «милый Джорджи».
22 марта 1917 года кабинет министров страны официально заявил, что Великобритания готова принять царскую семью у себя. Однако уже через неделю Георг V стал сомневаться в целесообразности такого смелого решения. Через своего премьер-министра он настоятельно советовал министру иностранных дел Англии пересмотреть позицию по вопросу Романовых. В частности, он говорил о том, что стоит «предложить российскому правительству, чтобы оно приняло какой-либо другой план относительно будущего места жительства их императорских величеств».
Георга пытались убедить в том, что нехорошо отзывать приглашение. Но король был непреклонен. 6 апреля он обратился к главе МИДа, заявив, что Британия должна отказаться от своего первоначального решения. Ведь — как подчеркнул кузен Николая II — не король, а правительство пригласило царскую семью. Так Романовы лишились единственного реального шанса на спасение. Как бы это ни было ужасно, косвенно Георг V подписал своему двоюродному брату смертный приговор.
Почему Георг V не стал помогать царской семье?
Король Великобритании, как и другие монархи Европы, боялся недовольства и революционных восстаний в своей стране. Таким образом ему просто пришлось пожертвовать своим двоюродным братом, чтобы сохранить монархию. И надо сказать, его тревоги за безопасность короны были не беспочвенны.
В досье «Беспорядки в стране», которое впоследствии составил личный секретарь Георга V, есть записи о том, как свержение русской царской семьи отразилась на общественных настроениях в Англии: «Я заметил, как поменялось отношение определенной части населения к королю и королевской семье с тех пор, как пришла новость о русской революции. Мой друг видел такую надпись в железнодорожном вагоне второго класса: «К черту Короля вместе со всей его семьей».
Ежедневно королю докладывали о том, как враждебно настроены англичане к Романовым, как на фоне этого люди теряют доверие и уважение к английской монархии. Словом, Георгу было уже вовсе не до спасения родственников — ему нужно было спасти себя и свою семью. «Георг позволил дому Романовых кануть в историю и подставил своего кузена Николая II под пули только ради того, чтобы выжил дом Виндзоров», — говорит историк Пирс Брендон.