Англичанин улыбнулся и задумался и потом тихо молвит, что у них будто в
Англии всякая картинка из рода в род сохраняется и тем сама явствует, кто от
какого родословия происходит. «Ну, а у нас, – говорю, – верно, другое образование, и с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленное, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела».
Н.С. Лесков. «Запечатленный ангел»
Находясь в Мюнхене и проходя мимо Фрауэнкрихе – главной церкви города – я обратил внимание на старинные надгробные плиты, вделанные в ее стену на высоте человеческого роста. Мне объяснили, что это надгробия с некогда окружавшего ее кладбища: вместо того, чтобы просто выбросить их или пустить на щебень, немцы бережно сохранили эти остатки старины. Еще лучше обстоит дело в Англии, где памятники XVIII–XIX веков, пусть и заросшие мхом, во множестве стоят вокруг церквей, и никто не смеет их уничтожить, сдать в утиль и т. п.
Какой контраст с русским и особенно советским отношением к могилам предков! Наши утраты в этом смысле колоссальны: большая часть исторических кладбищ России безжалостно, варварски стерта с лица земли. Надгробные плиты крестьян, мещан, купцов, дворян и чиновников императорской России пошли на поребрики и на строительство метро; новые «хозяева жизни» недрогнувшей рукой стирали с них имена погребенных, использовали чужие памятники для хозяйственных нужд или переделывали в надгробия своих родственников. К сожалению, не обошла эта печальная участь и кладбища Красного Села.
Нижнее Красносельское, где хоронили военных, потеряло все свои памятники царского времени, кроме одного; на Верхнем Красносельском их осталось несколько десятков, но за большинством из них никто не следит, так что им грозит та же самая судьба: быть в конце концов вывороченными из земли и выброшенными. А то, что эта участь вполне реальна, доказывает следующий факт: в 2013 году в ограде красносельской Троицкой церкви автор этих строк наткнулся на большую кучу камней, явно имевших форму надгробных, но со стесанными именами; лишь на одном из них сохранилась надпись. Она гласила, что здесь «покоится тело рабы Божией Анны Васильевны Волнушкиной. Скончалась 4 ноября 1916 года на 70 году от роду». При последующих моих визитах никаких следов этих камней уже не осталось.
Так стирается и гибнет память о людях, когда-то живших в Красном Селе. Попытаемся же, не претендуя на полноту, описать и зафиксировать то, что еще можно увидеть и, при желании, спасти от уничтожения.
По состоянию на 2017 год на Верхнем Красносельском кладбище пока еще сохраняются следующие дореволюционные захоронения:
1. Семейное захоронение Буйловых, XIX век. Это четыре лежащие на земле
плиты, плотно примкнутые друг к другу. Захоронение едва ли не лучшее в смысле сохранности на всем Верхнем Красносельском кладбище. Видно, что за ним до сих пор ухаживают. Стоит заметить, что Буйловы – одна из старейших красносельских фамилий, так как упоминается в еще в самой ранней из метрических книг, датированной 1735 годом.