Сегодняшний пост - продолжение рассказа об особенностях любовных отношений и семейной жизни до революции. Разумеется, на то, как праздновалась свадьба, могли влиять и материальное положение семей, и сословия, к которым они принадлежали, и местные традиции. Но были и общие черты. Сватовство, оценка и опись приданого, оглашение в церкви, где планируется венчание, три воскресенья подряд информации о грядущем событии.
Троекратное оглашение делалось для того, чтобы прихожане имели возможность сообщить об известных им препятствиях к браку. Для этих же целей проводился «брачный сыск», направленный прежде всего на выявление близкого родства между желающими вступить в брак. Помимо кровного родства было еще и духовное, которое тоже могло помешать. Например, вдовец не мог жениться на сестре покойной жены, а вдова выйти за брата мужа, нельзя было вступить в брак с детьми своих крестных родителей, и имеющим общего крестника венчаться тоже было официально запрещено. Отсутствие родства должны были подтвердить свидетели со стороны жениха и невесты, также как и то, что они на тот момент не состоят в браке с другими лицами. Речь шла об официальном документе, и умышленное введение в заблуждение было уголовным преступлением. Двоеженство и двоемужество тоже, поэтому было чревато путешествием совсем не свадебным, в места лишения свободы. Не венчали, если один из молодоженов венчался уже три раза до этого (даже если все супруги умерли своей смертью). Во всех этих случаях, даже если брак был заключен, он аннулировался. С 1774 года брачный возраст для невесты был 13 лет, для жениха 15, с 1830-го его повысили до 16 и 18 соответственно, но бывали случаи, когда священники венчали и более молодых, игнорируя закон.
Чаще всего в крестьянских семьях свадьбы играли поздней осенью, зимой, в период, когда урожай уже собран, и праздник не отвлекает от работ. Также много свадеб игралось на Красную горку после Пасхи. Во время постов венчания не проводились (или только в исключительных случаях, например, если невеста вот-вот должна родить). Князь Вячеслав Николаевич Тенишев в своем этнографическом исследовании так описывает отношение к браку в Новгородской губернии конца 19 века: «По понятию народному брак есть такой союз, посредством которого мужчина приобретает себе рабу в лице жены. Народ убежден, что в браке огромное участие принимает судьба, это подтверждается следующими пословицами: «Суженый урод будет у ворот», «Суженого конем не объедешь»… Крестьяне большею частью вступают в брак ранее двадцати лет. При выдаче дочерей замуж наблюдается, по возможности, очередь. Родительскому разрешению и благословению при браке придается должное значение. Если нет родителей у вступающих в брак, то их заменяет старший в роду. Случаются и браки убегом или «самокрутки»; такие браки бывают потому, что родители иногда не дают своего согласия. Иногда просто ради экономии жених увозит невесту «самокруткой» с ведома родителей. Кроме лишения наследства я не знаю иных наказаний за самовольное вступление в брак. Если жених и невеста безродные, то они выбирают «посаженных» отца и мать, каждый для себя, которые их и благословляют; при этом отношения между «посаженными» или «богоданными» родителями и их такими же детьми устанавливаются родственные». Приданое у крестьян принципиальной роли обычно не играло, важнее были здоровье, рабочие качества и доброе имя, поэтому описи могли не составляться. Но все же, если репутация девушки была запятнана или она имела физические недостатки, приданое старались дать более заманчивое.
Свадьбе предшествовал девичник, который традиционно проводился в бане, а для жениха устраивался молодечник. Были обряды, в которых оплакивали вольную жизнь девушки, вступающей в новую жизнь, или наоборот демонстрировали радость перед предстоящим событием. Первые чаще встречались в северных губерниях, вторые в южных. В качестве свадебного наряда использовалось все самое лучшее и красивое, что есть у девушки, часто приготовленное задолго до появления потенциального жениха. Иногда наряд мог передаваться от матери к дочери, особенно богато украшенные головные уборы. Мода, в том числе и свадебная, среди крестьян менялась не так быстро. Были многочисленные местные традиции, например, подруги могли расплести перед праздником девичью косу, заменив на прическу замужней женщины (до брака обычно носили одну косу, после свадьбы две), втыкать булавку в подол свадебного наряда, гости могли осыпать молодых зерном и хмелем. После венчания свадебная процессия обычно отправлялась в дом жениха, где ждало богатое застолье. Молодоженов традиционно сажали в красном углу. После праздника молодых с шутками и прибаутками отправляли проводить первую брачную ночь, а утром родственники спешили узнать, целомудренна ли была невеста. Если да, веселье продолжалось, если нет, варианты могли быть разные. Некоторые семьи не афишировали это, ведь развестись из-за добрачной связи все равно не получилось бы, а смешки соседей были неприятны. Другие наоборот выражали разными способами свое недовольство и невесте, и ее родственникам. Свадьба могла праздноваться до трех дней, а дальше молодая жена вливалась в новую семью и работала наравне со всеми. Свадьбы мещан, особенно живущих на городских окраинах, мало чем отличались от деревенских. В качестве свадебных нарядов также выбирали самый красивый из уже имеющихся, а если шили, то такое платье, которое можно было бы позже использовать в качестве праздничного.