Что удивительно в этой истории, давно, с 1963 года, упразднен Кур-Урмийский район, в топонимике которого слились названия двух речек - Кур и Урми. Фактически нежилым из-за неоднократных подтоплений стало село Калиновка. А реки - как текли, так и текут. И память о людях ушедших времен подобно этим рекам вдруг выплывает из небытия благодаря любопытству их молодого потомка, живущего в третьем тысячелетии.
Во время поисков постепенно стали налаживаться связи с родственниками. Один из них показал фотографию 1901 года, на которой запечатлены прапрадед Сергей Яковлевич Донец и прапрабабушка Акулина Адамовна. В прапрадеде Павел неожиданно увидел - себя!
Всего одна буква
А Степан Данилович Бордюхов, получив 10 лет трудовых лагерей, отработал их на строительстве комсомольской железной дороги. Когда этот срок закончился, шла уже Великая Отечественная война. Естественно, что никто его не выпустил, и прадед продолжил строить дорогу.
Закончилась война, Степан Данилович вернулся домой, но Марфа Сергеевна его не приняла, объяснив свой отказ тем, что уже достаточно настрадалась с детьми как «вдова врага народа».
И - вот оно! Буква «у» вместо «о» впервые появилась в фамилии старшего из сыновей Марфы и Степана, когда он достиг призывного возраста. Почему это произошло, остается только догадываться. Возможно, описка, но их потомок не исключает и другую причину: нелегко быть сыном врага народа.
Казалось бы, цель, которая повела Павла Бордюхова по дороге почти детективных поисков, достигнута. Но куда после этого делся прадед?
Степан Данилович надолго пропадает для семьи, как в реальности, так и в воспоминаниях. И все же Павлу, всерьез занимающемуся своей родословной, удалось отыскать его следы. В середине 2000-х годов поиски привели сначала в Дагестан, затем на Украину.
Там, на Украине, живет дочь Степана Даниловича от второго брака, Надежда. В ее семейном альбоме обнаружилась еще одна реликвия - фотография прапрадеда Данилы Григорьевича Бордюхова с дочерью. Но подробностей, что дальше было с ее отцом, как он оказался на Украине, двоесводная бабушка Павла не знает.
К большому огорчению хабаровского родоведа, препятствием в дальнейшем восстановлении линии Бордюховых стала современная политическая обстановка в сопредельной стране. Несмотря на то, что многие дальневосточники с Украиной связаны тесными корнями, продолжить поиски в украинских архивах Павлу сейчас не представляется возможным. Остается надеяться на время.
От Амура до Норвегии
Однако попутно открываются и другие потрясающие судьбы его родственников. И эти поиски удивительным образом доказывают, что даже смерть можно опровергнуть.
На стеле героев Великой Отечественной войны в Хабаровске есть Воробьев Иван Максимович - еще один прадед Павла Бордюхова. В Книге Памяти значится, что он пропал без вести под станцией Тундутово во время Сталинградской битвы. Но пропасть без вести и погибнуть - это не одно и то же. И правнук решил докопаться до истины.
Однако с чего начать? Решил поискать среди репрессированных, тем более что бабушка по отцовской линии (Иван Воробьев - ее отец) подтвердила: его действительно забирали. Но вернувшись через несколько дней, он лишь сказал: «Я ничего не подписал, поэтому меня отпустили».
Однако стоило потянуть за эту ниточку. И клубок действительно поддался. Судьба Воробьева Ивана Максимовича не просто открылась правнуку - в ней, как в хрестоматии, отобразилась вся история нашей родины первой половины ХХ века.
Уроженец алтайского села Соколово, в гражданскую войну он умудрился, причем по призыву, послужить и у красных, и у белых. Затем переехал на Дальний Восток. Отсюда отправился в Туркестан, воевать с басмачами. Отслужив в Туркестане, попал под репрессии, но судьба оказалась к нему благосклонной.
С началом Великой Отечественной он снова ушел на войну. И вот благодаря настойчивым поискам его праправнука выясняется: официальный статус «без вести пропавший» - ошибка. На самом деле Иван Воробьев попал в плен, бежал, опять попал в плен, и затем его отправили в норвежский концлагерь «Штарвольд». Из «Штарвольда» освобожден в августе 1945-го советскими войсками, отправлен в СССР, затем - «убыл на постоянное место жительства». На этом его следы теряются…
Время говорит - скорей
К счастью, его правнук понимает: история страны - это не только великие свершения и великие потрясения, не только обобщающие строчки на страницах учебников. Настоящая история - это судьбы отдельных людей.
Каждый из нас должен интересоваться своим прошлым, ведь он не с неба свалился, он - продолжение предыдущих поколений. И чем больше человек узнает о своих предках, тем сильней, уверенней себя чувствует. Следом приходит понимание, что ответственность за дальнейшую судьбу его рода - на нем.
Но тому, кто хочет вернуть свое прошлое, надо поторопиться.
- Если бы я начал поиски только сейчас, уже не осталось бы тех людей, которые могли что-то рассказать, а на официальные источники надежды мало. Например, по маминой линии бабушка из Курской области, в войну, когда перед наступлением немцев началась эвакуация, практически все архивы Курской области были сожжены, - приводит Павел пример из своих поисков.
- Остается собирать сведения по крупицам из уст свидетелей того времени или их потомков, которые что-то запомнили из семейных рассказов. Поэтому, к сожалению, очень часто происходит так, что современный человек в своих поисках доходит до определенного времени и места - и всё, тупик.