У Каламкаровых очень богатый фотоархив
У Ивана Георгиевича в браке родились трое детей. Двое из них - Георгий и Ирина, пошли по стопам отца. Потомки третьего - Александра, живут и по сей день в этом доме на третьем этаже. У Александра был один единственный сын Георгий. Он ушел из жизни 28 лет назад. Теперь тут живут его супруга Марина и двое детей - Эка и Сандро.
Одри Хепберн и благотворительный концерт
В назначенное время я нажала на звонок. Дверь открыл самый молодой из семьи Каламкаровых, внук Александра – Сандро. Пригласил в гостиную, заставленную старинной мебелью. Сбоку в стене старая кафельная печь, посередине стол с массивными деревянными ножками.
Над ним тяжелая люстра, которая, вы не поверите, так же, как и сто с лишним лет назад, при определенных манипуляциях опускается и поднимается. И еще одно чудо, на стенах дома проведена наружная электропроводка и работают ретро выключатели, с вертушкой. С учетом того, что в квартире сохранились настенные и потолочные росписи, кажется, что попала в музейный павильон.
На стене большой комнаты висит портрет Одри Хепберн. Точнее, я думала, что это портрет известной актрисы, пока хозяйка дома Марина не просветила меня, что на самом же деле это автопортрет художницы Нелли Берая. А на диване восседает херувимом и сама грузинская Одри, которой сегодня около 90 лет. Не знаю, как выглядела бы голливудская звезда, доживи она до этих лет, но "наша" для такого возраста выглядит блистательно. В ней сохранились женственность и царская стать.
Нелли вначале сидит на диване, потом ей предлагают присесть к столу, чтобы послушать концерт фортепьянной музыки. Концерт проходит в Германии, и слушать его придется по мобильному телефону. Но, концерт этот не простой, а благотворительный.
В прошлом журналист, проработавший на киностудии "Грузия-фильм", Нелли Берая когда-то жила в большом доме Каламкаровых. Правнучка Каламкаровых, сестра Сандро Эка частенько захаживала к соседке ребенком. И как-то раз она спросила, почему на стене висит портрет голливудской актрисы, ей так же, как мне сегодня, объяснили, что это автопортрет самой художницы. Портрет ей так приглянулся, что она подумала, обязательно когда-нибудь его приобретет.
У Нелли, которая вышивает картины из бисера и жемчуга, было двое детей. Но жизнь сложилась таким трагическим образом, что она потеряла их обоих: сына убили, дочь умерла при родах, и она осталась совершенно одна. От горя она замкнулась в себе, прекратила общаться с людьми. Но в один прекрасный день произошло чудо, Нелли начала заниматься живописью, хотя никогда до этого не увлекалась живописью.
Она начала создавать свои удивительные картины. Время шло, и, надеясь на то, что родственники в старости о ней позаботятся, она переоформила на них квартиру. А они, провернув какие-то махинации, квартиру продали. Так одна из первых красавиц Тбилиси, которую сравнивали с голливудской кинозвездой, журналистка и теперь уже художница осталась на улице. И ее соседи Каламкаровы предложили ей пожить у них в доме.
Нелли поселилась со своим псом в этом доме. Жила в нем до тех пор, пока хозяйка квартиры Марина при содействии друзей не донесла информацию о бедственном положении талантливой художницы до Патриарха Грузии Ильи Второго. С его благословения Нелли выделили жилье в гостинице при храме Святой Троицы. В гости к Каламкаровым в этот день эта удивительная женщина пришла для одного очень важного дела.
- Нелли продолжает писать картины и мечтает об издании книги о своем искусстве, - рассказывает Марина. - Но денег на это у нее нет. В детстве Эка себе пообещала, что если у нее когда-нибудь будут деньги, то она обязательно купит эту картину. И так и вышло. Она ее приобрела за 400 евро. А позже выяснилось, что Нелли хочет выпустить книгу о своем творчестве. Расходы на издание книги обходятся в тысячу евро.
Эка – пианистка, и, узнав про это, она решила организовать благотворительный концерт фортепьянной музыки. Помимо сольной карьеры и аккомпаниаторства она занимается педагогической деятельностью. Эка призналась своим ученикам, что хотела бы помочь грузинской художнице издать книгу, и спросила, хотят ли принять участие в благотворительном концерте. И дети выразили свое согласие. Прослушав полконцерта, Нелли почувствовала себя неважно и ушла.
Как закалялась пианистка
Эка уже много лет живет во Франкфурте. Консерваторию заканчивала в Тбилиси, отучившись предварительно в музыкальной школе для особо одаренных детей. А дальше приобретала знания уже за границей. Ей было 19 лет, когда она уехала из Грузии.
- Это ведь не так просто приехать в таком возрасте в незнакомый город, жить в общежитии, - рассказывает Марина. - Кто-то выдерживал трудности одиночного пребывания в чужой стране, а кто-то ломался. Чем тоньше душеная организация, тем сложнее выстоять, обрести равновесие. Но она у меня сильная девочка. – Эка была ребенком, когда ее пригласили для участия в концерте.
Играть она должна была с оркестром практически без репетиции. Мы пришли за пару часов раньше, и один из педагогов сделал ей замечание. И все, она объявила, что она не может играть. Что руки у нее одеревенели, и она ничего не помнит, и сыграть она, наверное, тоже не сможет. И тут я ей сказала – ну, хорошо, вставай, пошли домой. Она мне – как это домой?