А вот другой пример частного документа, на который резонирует «большая» история. При разборе семейного архива нового репатрианта Владимира Овсеевича среди многочисленных фотографий его предков и близких родственников неожиданно обнаружилось фото группы людей на фоне дверного проема, а вслед за ним – фото академика Андрея Сахарова и Елены Боннэр за чашкой чая. Из разговора с владельцем архива выяснилось, что обе фотографии сняты в одной и той же коммунальной квартире, которая в 1970-е оказалась довольно известным в Питере прибежищем независимой мысли, домом, открытым для многочисленных гостей, на которых распространялись царившие здесь тепло, дружба и взаимопомощь.
Жили в этой квартире (ул. Пушкинская, д.18, кв. 61) три подруги – Зоя Моисеевна Задунайская (родственница Овсеевича), одарившая русскоязычных детей знаменитой книгой Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», ее ближайшая сотрудница по «Детгизу» и соавтор многих фольклорных изданий для детей и взрослых, писательница и переводчица Наталья Викторовна Гессе, неоднократно затем посещавшая ссыльных Сахаровых в городе Горьком, и их подруга – сотрудница издательства «Сельхозгиз» Регина Моисеевна Этингер, оказавшаяся также давней и ближайшей подругой Елены Боннэр.
Завязавшуюся в 1971 г. дружбу с тремя обитательницами квартиры на Пушкинской улице Андрей Сахаров позже назвал «своим внутренним приобретением».
Давид Гоберман (в центре) с родителями, братьями и сестрой. 1926 г.
Гедалья Рувимович Печерский и ходатайство о могиле Бааль Шем Това
Так, например, в архиве, замечательного питерского художника и искусствоведа Давида Ноевича Гобермана, переданном нам его приемным сыном Ури Берхиным, обнаружилось чудом сохранившееся письмо 1963 г. от Галины Бердичевской из поселка Мулянка (недалеко от Перми).
Необыкновенно искренний и теплый тон этого письма привлек наше внимание. Это было ответное послание, в котором художница местного поселкового клуба описывала свое немудреное житье-бытье в далекой провинции и свое огромное счастье – жить рядом с дочерью, «чудесной маленькой человечицей» Аннушкой. Дочь отправлялась в Пярну, и, делая пересадку в Ленинграде, рассчитывала на помощь четы Гоберманов. В поисках автора письма мы натолкнулись на трагическую историю – одну из миллионов подобных. К сожалению, в интервью не пересказать ее так, как следовало бы, это отдельный сюжет, и я не хочу его скомкать. Могу только сказать, что упомянутая в письме Аннушка родилась в 1948 г. в исправительно-трудовом лагере в Соликамске, куда ее мать, будучи на четвертом месяце беременности, была сослана по обвинению «в умышленном искажении портретов вождей», или, согласно формулировке обвинительного заключения: «в клевете на руководителей ВКП(б) и советского правительства» (статья 58-10). Выросшая в зоне и в детских домах Аннушка впервые познакомилась со своей мамой после ее освобождения из лагеря в 1953 г. Сегодня она известная писательница – Анна Львовна Бердичевская и те, кто заинтересуются историей Галины Бердичевской (Якубовой), смогут найти ее в интернете, в пронзительном изложении писательницы. Из переписки с Анной Львовной я узнал, что Гоберманы хотели вызволить ее и удочерить, но получили отказ политической ссыльной матери. В заключение не могу удержаться, чтобы не процитировать стихотворение Анны Бердичевской, создавшей такой личный и такой обобщенный образ пережитой народом «лютой» эпохи:
При Берии-голубчике / Студеною зимой / Архангелы в тулупчиках / Везут меня домой. / Январь, сугробы розовы, / Река сверкает льдом. / По рощам по березовым / Мы едем в детский дом…
«Мое внутреннее приобретение». Фото Андрея Сахарова и Елены Боннэр, обнаружившиеся в частном архиве
Вместе с другими материалами упомянутого мною архива Центра исследований и документации советского еврейства, которым долгие годы руководил выдающийся израильский историк Мордехай Альтшуллер, к нам поступил довольно объемный личный архив бывшего председателя еврейской общины Ленинграда и участника сионистского движения 1950–60-х Гедальи Рувимовича Печерского. В этом архивном собрании отразилась многообразная деятельность Печерского, начиная с периода блокады Ленинграда и до конца 1960-х, его инициативы, направленные к защите от преследований раввинов Лубанова, Эпштейна и других, его заботы о расширении и упорядочении Еврейского кладбища, а также по оказанию помощи неимущим и инвалидам и т. п.
Среди сохранившихся документов – обращения Печерского первой половины 1960-х из мест заключения к представителям власти и к известным деятелям культуры с требованием пересмотра его дела, а также письма в различные инстанции вплоть до руководителей государства в 1970 г., отражающие его борьбу за право на репатриацию в Израиль.
Нам удалось пополнить это собрание копиями других документов, среди которых, например, межведомственная переписка, возбужденная обращением Печерского в 1961 г. в Министерство коммунального хозяйства с просьбой разрешить правнуку, почитающему своих предков, огородить металлической оградой могилу одного из них, в связи с 200-летием со дня его смерти. Речь шла о могиле рабби Бааль Шем Това в Меджибоже.