В нем еще раз подчеркивался запрет на проживание вне черты оседлости — но не без исключений: были введены послабления, узаконившие возможность проживания евреев в Лифляндской губернии. Также были предусмотрены случаи, когда евреям можно было временно покидать черту оседлости. В частности, делать это разрешалось с разрешения начальства для «усовершенствования себя в науках, художествах и ремеслах» и «при перевозках водяных и сухопутных». Для того чтобы временно покинуть Черту, нужно было сначала получить от властей особые «паспорта». Евреям же, отлучившимся за пределы черты оседлости без разрешения и потом пойманным, грозило в качестве наказания исключение из российского подданства и высылка. Это же положение запрещало евреям нанимать «христиан» в качестве постоянных слуг, а только лишь для «работ кратковременных».
Иосиф Рочко рассказывает об особой еврейской культуре, существовавшей в пределах Черты. В частности, у проживавших там евреев расцвели ремесленничество и мелкая торговля: лавочничество, коробейничество… Это было связано с тем, что большинство евреев в черте оседлости зарегистрировались мещанами. Однако мещанам предписывалось жить в городах, в связи с чем они не могли заниматься сельским хозяйством. В итоге разносчики с мешком или сундуком за плечами превратились в обыденную часть пейзажа — они обходили дом за домом, предлагая свои товары. Этот сундук латгальские крестьяне называли kramka («крамка»). Поэтому и евреев-разносчиков именовали в тех краях kramnieki («крамниеки»). Впрочем, иногда их называли и lupatnieki («тряпичники»). Для многих евреев мелкая торговля вразнос была единственной возможностью выжить.
Еврейские разносчики отличались характерным внешним видом: большинство из них носили длинные волосы на висках (знаменитые пейсы), сильно изношенную одежду, потрепанные сапоги или ботинки и шапки из блестящей мягкой кожи с козырьком. В руках — длинный конский хлыст или палка, чтобы отгонять собак. На шее — красный платок, помогавший, как тогда верили, отпугивать волков. Для этой цели использовался и хранимый в кармане свисток. Разносчики, как правило, хорошо знали психологию, что позволяло им вступать в контакт с людьми самых разных национальностей, вероисповеданий, образования, вкусов и привычек. У своих постоянных клиентов они были известны не по фамилиям, а исключительно по именам, зачастую уменьшительным, — Абрамка, Ицка, Ицик, Мойше, Йоська, Мовше, Хаим, Сролик, Бенцка, Додка и т. д.
Они продавали населению всё что угодно — одежду, швейные иглы, банты, ткани, пуговицы, спицы для вязания, курительные трубки, табак, посуду, игрушки, лекарства, пищевые продукты (у бедняков особой популярностью пользовалась селедка) и т. д. Некоторые товары они специально доставали по заказам клиентов. В своей книге «Евреи Латгалии» Рочко приводит воспоминания о евреях-разносчиках, путешествовавших со своими передвижными лавками: