Железная Кашиха. Настоящая судьба прототипа горьковской Вассы Железновой
Почти 18 лет вдова Мария Кашина умело вела дела: открывала новые линии движения пароходов, строила комфортабельные суда. И держалась на Волге до последнего, конкурируя с акционерными обществами и объединениями. Считается, что с «железной Кашихи» Горький писал свою Вассу.
Статная красавица Мария Капитоновна (в центре) прекрасно справилась с рождением наследников
Муж – пароходчик из крепостных
Крупный нижегородский пароходчик Михаил Матвеевич Кашин, будущий муж той самой «Вассы», родился 5 ноября 1837 года в семье крепостного крестьянина в деревне Гашки Бурмакинской волости Ярославской губернии. По данным Ярославского историко-родословного общества, его отец крестьянин Матвей Кашин скопил капитал и выкупил в 1851 году из крепостничества ради вольной жизни младшего сына – 13-летнего Михаила.
Михаил надежды отца оправдал. Вместе с товарищем он купил буксирный пароход «Манифест» и начал зарабатывать. Вскоре Кашин продал свою долю компаньону и заказал в Перми собственный пассажирский пароход, который назвал в честь прадеда «Аввакум». Так началось самостоятельное дело Михаила Матвеевича.
Кашинский «Аввакум» ходил вверх по Волге от Нижнего до Пучежа и вниз – от Нижнего до лысковских Исад. Заходил «Аввакум» иногда и в костромскую Унжу, где по берегам стояло множество сёл. При этом во всех переписях Михаил Матвеевич участвовал как крестьянин деревни Гашки Ярославской губернии. В 1865 году он был в первом браке с Любовью Михайловной, которая была на пять лет младше мужа. Судя по переписям, детей у супругов не было.
Кашин работал за десятерых: он был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, и пристанщиком. Публика у него была некапризная и экономная: крестьяне, мастеровые. «Аввакум» брал на пятак меньше, заходил на все причалы, даже маленькие, и всегда имел полную посадку. Успеху Кашина завидовали.
В одно время Михаил Матвеевич даже начал соревноваться с нижегородским пароходчиком Зарубиным, который внезапно поставил цену на проезд на пятак ниже кашинской. Кашин такое не стерпел и снизил на целый гривенник. Зарубин в ответ ещё больше уронил цены на билеты. Михаил Матвеевич объявил, что за пятак везёт даже на самое большое расстояние. На неделю демпинга оба пароходчика начали возить пассажиров бесплатно.
Правда, и тут хитрый Кашин обошёл конкурента – на каждый бесплатный билет в его кассе выдавали белую булку. За дуэлью пароходчиков следила вся Волга, а радовались ей пассажиры-крестьяне. В итоге первым не выдержал и сошёл с дистанции Зарубин, вернув прежние цены. На следующий день и Кашин вернул первоначальную стоимость билетов, а выдача булок прекратилась – настала пора навёрстывать убытки.
Счастье первой гильдии
25 января 1874 года 37-летний ярославский купец Михаил Матвеевич Кашин обвенчался вторым браком в Троицкой церкви села Новое Ярославской губернии с дочерью вольного хлебопашца 19-летней Марией Капитоновной Кузнецовой. Интересно, что Кашин не пишется вдовцом – вероятно, он развёлся с первой женой из-за её бездетности. Статную красавицу Марию Капитоновну Кашину могли сосватать его родители. А родная для невесты деревня Терпино стояла всего в 16 км от родительского дома жениха по современным дорогам.
Теперь Кашины были связаны с Нижним Новгородом – там стояли их пристани и целая флотилия пароходов и буксиров, среди которых выделялась новенькая двухтрубная «Мария», названная в честь молодой жены. Буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин» по весне работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плёс Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, назвали в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и другие).