Все новости

Один из Востротиных

2024-06-22 12:46
Один из Востротиных
И. В. Неповинных.
Мои предки по мужской линии в 1752 г. были переведены Н. Н. Демидовым из своей вотчины — с. Ромоданово с деревнями Калужской провинции Московской губернии — в Каслинский завод. Да там, в Каслях, и остались. Род разросся, укрепился. Некоторые его представители стали неплохими специалистами в металлургии. Предок Алексей Герасимов Востротин получил свою фамилию на заводе за «вострый» ум. В 1763 г. (по данным 3-й ревизии) он числился молотовым подмастерьем на Каслинском заводе1 . В 1752 г. Алексей Герасимов девяти лет с матерью оказался в Каслинском заводе. От трех его сыновей — Ивана, Семена и Михаила — пошел род Востротиных. Полное родословное древо рода Востротиных я составила по ревизским сказкам, а также по метрическим книгам. Кроме того, мне приходилось работать со многими другими архивными документами, в том числе ХVII в.
Далее в моем повествовании речь пойдет о ярком представителе рода — Степане Васильевиче Востротине (1864–1943). Мне уже было известно о сибирских золотопромышленниках Востротиных, но я не думала, что уральский и сибирский род как-то связаны. Благодаря случайно обнаруженному в ОГАЧО делу удалось многое прояснить2 . Оказалось, дед Степана Васильевича, крестьянин Каслинского завода Степан Михайлов, в 1852 г. был осужден за систематическое конокрадство и сослан в Сибирь на поселение вместе с женой Марфой Осиповой. Его дети Тимофей, Василий, Даниил, Васса остались в Каслинском заводе. Только после отмены крепостного права (1861) семья соединилась в Енисейске. Предприимчивый Степан Михайлов сначала работал на золотых приисках, принадлежащих Титу Поликарповичу Зотову. Так как он понимал толк в лошадях, то ездил по округе и закупал их для работы на приисках. По пути закупал продукты и спирт для выгодной перепродажи. Есть предположение, что Т. П. Зотов (племянник управляющего Кыштымским и Каслинским заводами Г. Ф. Зотова) специально взял такого «лошадника» себе на прииски. После приезда в Енисейск сыновей Степан взял в аренду один из приисков, организовал так называемый семейный подряд на добычу золота. Дело свое поставил так, что через несколько лет Востротины имели 17 золотых приисков, где трудилось до 700 рабочих. Впоследствии сыновья его Тимофей (1832 г. р.) и Василий (1840 г. р.) стали крупными сибирскими золотопромышленниками. Тимофей создал семью еще в Каслинском заводе.

Младший Василий женился уже в Енисейске на Акулине Савельевне Глазковой. Отец Акулины, Савва Яковлевич Глазков, в числе 50 человек был сослан с семьей из Кыштымского завода в Сибирь на поселение в 1855 г. все тем же Зотовым. Пока не удалось установить причины ссылки в Сибирь такого количества человек. Однако на золотых приисках рабочие руки были очень нужны. Так судьба свела в Сибири каслинских Востротиных с кыштымскими Глазковыми. В 1864 г. у Василия и Акулины родился сын Степан. В 1871 г. Степан поступил в приходское училище в Енисейске. После трех лет обучения дед отдал внука к частному преподавателю Максимилиану Осиповичу Марксу — ссыльному поляку. Отучившись у него, Степан поступил сначала в Енисейскую прогимназию, затем в Томскую гимназию. В 1883–1887 гг. он учился в Казанском ветеринарном институте, где его привлекло новое направление в медицине — микробиология. Для продолжения образования Степан Васильевич уехал в Париж, в медицинскую школу, где был учеником самого Луи Пастера.
Здесь Степан также изучал философию, антропологию, иностранные языки. Был завсегдатаем выставок, вернисажей, музеев, публичных лекций. В 1889 г. в Енисейске скоропостижно в возрасте 49 лет умер отец Степана, и ему пришлось возвратиться в родной город, возглавить семейный бизнес. Степану досталось большое наследство. Кроме приисков с сотнями рабочих — целая сеть складов, разнообразная недвижимость в Енисейске, Красноярске и многое другое. С первых же шагов на деловом поприще Степан Васильевич проявил незаурядные способности. Уже год спустя с двух его главных приисков было получено 13 пудов 29 фунтов золота. В это же время началась карьера Степана Васильевича в качестве государственного и общественного деятеля. С 1895 г. он был избран городским головой Енисейска, почетным мировым судьей. В 1905 г. вступил в партию кадетов. В дальнейшем был депутатом III и IV Государственных дум. В 1912 г. благодаря содействию министра путей сообщения С. В. Рухлова добился открытия первых русских радиостанций на Новой Земле и на Ямале. Много средств Степан Васильевич отдавал на благотворительность.

По его инициативе и при щедрой финансовой поддержке построено новое здание для общедоступной лечебницы и ночлежного дома, открыты дешевая столовая для малоимущих, детские ясли. Степан Васильевич полагал, что лучший способ защиты людей от нищеты — это создание новых рабочих мест, развитие экономики. С феноменальным упорством он убеждал предпринимателей губернии, Сибири, а затем и всей России в необходимости скорейшего освоения Северного морского пути. Важной вехой на пути к заветной цели стало знакомство со знаменитым норвежцем — живой легендой Арктики Фритьофом Нансеном. Вместе с ним в 1913 г. Востротин совершил путешествие на пароходе «Коррект» от берегов Норвегии до Енисейска. Нансен был очарован неисчерпаемыми богатствами Сибири, гостеприимством сибиряков, о чем позднее написал книгу «В страну будущего»3 . О Востротине он писал: «Степан Васильевич Востротин — золотопромышленник из Енисейска, бывший городской голова этого города, а в настоящее время член Государственной думы, представитель края с почти миллионным населением. Вот страна, достойная зависти!» Степан Васильевич неоднократно выступал в Государственной думе по вопросам, связанным с использованием Северного морского пути. Возглавлял Красноярский комитет партии кадетов. Во время Первой мировой войны член Главного комитета Союза городов и Центрального военно-промышленного комитета.
В дни Февральской революции 1917 г. Востротин — комиссар по продовольственным вопросам Временного комитета Государственной думы. В октябре 1917 г. вошел в состав Временного совета Российской республики. Выдвигался в Учредительное собрание от Енисейской и Иркутской губерний. Планы по дальнейшему обустройству сибирской жизни у Востротина и его единомышленников были большими и разносторонними, но большевистский переворот перечеркнул их. Октябрьскую революцию Востротин не принял. Он расценивал ее как политическую авантюру и незаконный захват власти. В начале 1918 г. Востротин приехал на Дальний Восток и вошел в состав ближайшего окружения управляющего КВЖД генерала Д. Л. Хорвата. В марте 1918 г. прибыл в Харбин. В апреле 1918 г. ездил в Японию, где встречался с одним из высших военных руководителей страны — маршалом Ямагатой. В июне вошел в правительство генерала Хорвата в качестве министра торговли и промышленности. В начале 1920 г. эмигрировал в Маньчжурию (Китай). В Харбине был редактором газеты «Русский голос». Из Маньчжурии переехал в Париж, где проживал до 1940 г., до прихода Гитлера.

В это время русская диаспора переехала из Парижа на юг Франции — в Ниццу. В эмиграции Востротин занимался главным образом беллетристикой: писал статьи, очерки, воспоминания. Свое литературное наследие завещал передать на родину. Умер Степан Васильевич 1 мая 1943 г., похоронен на Русском кладбище в Ницце. Детей у Степана Васильевича не было. В 1946 г. его вдова Екатерина Игнатьевна (урожденная Кытманова) передала его наследие через посольство СССР во Франции в архив Академии наук СССР. В основном это записи мемуарного характера. Они содержат большой фактический материал о самых различных явлениях социальной и политической жизни, участником которой был автор. Его воспоминания — ценный исторический источник, содержащий общественно значимые данные, образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения о науке, культуре. В архиве РАН фонду Востротина присвоен № 529, в нем 12 ед. хр. Мне удалось поработать с этими материалами4 . В 2006 г. при содействии профессора МГУ Алексея Алексеевича Кара-Мурзы в Енисейске была открыта мемориальная доска, посвященная Степану Васильевичу Востротину, в честь столетия I Государственной думы и российского парламентаризма. В краеведческом музее Енисейска этапам жизни и деятельности Степана Васильевича посвящен целый стенд. В 2011 г. я посетила могилу Степана Васильевича в Ницце, куда привезла земли из родного ему Енисейска.

Мне удалось поработать в архиве Енисейска, посмотреть метрические книги, собрать информацию «о сибирской ветке» Востротиных. В 2012 г. по приглашению местных краеведов в центральной библиотеке Красноярска я рассказывала о своих исследованиях «уральской» и «сибирской ветвей» рода Востротиных. К сожалению, на родине предков Степана Востротина, в Каслях, мало кто знает об этом незаурядном человеке. Надеюсь, эта публикация позволит устранить этот пробел.

Примечания: 1 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1062. 2 ОГАЧО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112. 3 Нансен Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. Пг., 1915. 4 Архив РАН. Ф. 529.

Опубликовано: "Генеалогия и архивы : материалы второй регион. науч.-практ. конф." / сост., науч. ред. Н. А. Антипин. — Челябинск, 2020 год.

Найдём информацию о ваших предках!


Услуги составления родословной, генеалогического древа.


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте:


www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj


ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473


https://www.genealogyrus.ru


Тайна родословной